Порядок установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны

С 30 сентября 2017 года вступил в силу новый порядок установления и использования приаэродромной территории, предусмотренный статьей 47 Воздушного кодекса Российский Федерации, на основании чего необходимо обратить внимание на следующие положения.

В соответствии со статьей 47 ВК РФ приаэродромная территория, а также ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности (далее - ограничения), устанавливаются решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Такими УФОИВ являются: Министерство обороны - в отношении аэродромов государственной авиации, Министерство промышленности и торговли - в отношении аэродромов экспериментальной авиации, Федеральное агентство воздушного транспорта - в отношении аэродромов гражданской авиации.

На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения (всего 7 различных подзон).

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460.

Организация, в ведении которой находится аэродром, в случае выявления в правилах землепользования и застройки нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений, обязана направить соответствующее заключение в УФОИВ, а УФОИВ - предписание об устранении, уполномченному органу, который утвердил ПЗЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденные ПЗЗ не применяются в части, противоречащей ограничениям, установленным на приаэродромной территории.

Согласно части 8 статьи 30 ГрК РФ срок приведения ПЗЗ в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.

В силу части 7.1 статьи 31 ГрК РФ в случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок, не более чем тридцать дней:

  1. с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации - для аэродрома экспериментальной авиации;
  2. с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации - для аэродрома государственной авиации;
  3. с Росавиацией - для аэродрома гражданской авиации.

В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона указанное в части 3 статьи 4 Федерального закона согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

В силу пункта 6 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.

Пунктом 12.1 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения объекта.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения объекта осуществляется в срок, не превышающий 10 дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями.

С 01 июля 2018 года согласно части 5 статьи 4 Федерального закона приаэродромные территории должны быть установлены и условия переходного периода, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 4 Федерального закона, перестают действовать.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 4 Федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий, ограничения не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно- строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Таким образом, на основании указанных выше требований действующего законодательства до 01 июля 2018 года (до установления приаэродромных территорий) для получения положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство объекта капитального строительства, планируемого к размещению на прилегающем к аэродрому земельном участке, в пределах которого установлена соответствующая зона с особыми условиями использования территории, застройщику необходимо предварительно получить согласование Росавиации на его размещение.

В свою очередь для получения указанного выше согласования Росавиации необходимо обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии размещения объекта капитального строительства.

Одновременно сообщаю, что согласование Росавиации не требуется в случае наличия у застройщика полученных в установленном порядке до 30 сентября 2017 года разрешительных документов, включая согласие собственника аэродрома на размещение объекта капитального строительства

Дата изменения: 19 июля 2018 г.