Энергосбережение и энергоэффективность

 

Изменены сроки предоставления энергодеклараций для госучреждений

Государственным, муниципальным учреждениями и органам государственной власти в обязательном порядке необходимо подать декларации о потреблении энергетических ресурсов за 2020 год в период с 1 августа по 1 ноября 2021 года (ранее срок подачи энергодеклараций был ограничен 30 апреля).

Новые сроки закреплены в приказе Минэкономразвития России от 25 января 2021 г. № 23, которым внесены изменения в Порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов.

В документе уточняется, что ранее начала указанного периода подавать информацию не следует, а также, что данные изменения распространяются только на предоставление отчетности в 2021 году.

4 марта 2021 года в СПбГБУ «Центр энергосбережения» состоялся вебинар для главных распорядителей бюджетных средств Санкт‑Петербурга на тему: «Об утверждении порядка предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов». Специалисты – участники онлайн-встречи обсудили основные ошибки, допускаемые при заполнении и подаче документов, последствия данных ошибок и правильный порядок работы по заполнению деклараций.

«Правильное заполнение Энергетической декларации необходимо для корректной оценки фактического потребления энергетических ресурсов учреждением и расчета целевого уровня снижения суммарного объема потребляемых им ресурсов и воды, а в последствии для разработки программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Сотрудники СПбГБУ «Центр энергосбережения» обладаю необходимыми знаниями и навыками для проведения такого вида работ», – отметил первый заместитель директоров Центра энергосбережения Иван Трегубов.

За непредставление декларации, несоблюдение требований к форме или нарушение порядка ее представления установлена административная ответственность согласно части 8 статьи 9.16 КоАП РФ – наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц (10-15 тыс. рублей и 50-200 тыс. рублей, соответственно).

СПбГБУ «Центр энергосбережения» продолжает осуществлять помощь и консультации госучреждениям по заполнению энергодекларации в рамках приносящей доход деятельности.

Учреждения, у которых отсутствуют компетентные специалисты в сфере энергосбережения, могут обратиться в СПбГБУ «Центр энергосбережения» за платной консультацией по телефону 703-68-50 (доб. 131, 133, 128).

Источник: https://gbuce.ru/press-sluzhba/novosti/izmeneny-sroki-predostavleniya-energodeklaratsij-dlya-gosuchrezhdenij

За три года в Петербурге удельный расход энергоресурсов снизился на треть

На прошлой неделе состоялась Конференция «Российско-германский диалог об энергоэффективности», в рамках которой выступила директор СПбГБУ «Центр энергосбережения» Татьяна Соколова.

Руководитель Центра в своем докладе отметила, что в результате реализации программ энергосбережения и заключения энергосервисных контрактов в государственных учреждениях Санкт‑Петербурга удельный расход энергоресурсов и воды за три года снизился по электрической энергии на 27,4%, по холодной воде на 24,8%, по тепловой энергии на 5,7%.

Конференция проводилась на площадке мультимедийного пространства Glassroom Московской школы управления СКОЛКОВО для открытого диалога представители государственных, региональных, городских и бизнес-организаций Российской Федерации и Федеративной Республики Германия в сфере энергетики.

Источник: https://vecherka-spb.ru/2021/03/10/za-tri-goda-v-peterburge-udelnyj-rasxod-energoresursov-snizilsya-na-tret/

Приоритеты энергосбережения — экономия и комфорт

Энергосберегающие программы в бюджетной сфере Санкт‑Петербурга в 2020 году получили высокую оценку Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга.

По идее СПбГБУ «Центр энергосбережения» для реализации энергосберегающих мероприятий на объектах государственных учреждений Санкт‑Петербурга были привлечены внебюджетные средства и заключены энергосервисные контракты.

Энергосервисный контракт (ЭСК) — инструмент, позволяющий реализовать энергосберегающие мероприятия, в том числе провести модернизацию системы внутреннего и/или наружного освещения, модернизировать индивидуальный тепловой пункт с установкой соответствующего современного оборудования и экономить энергоресурсы на объектах за счет привлеченных средств инвестора или исполнителя контракта. При этом инвестор возвращает затраты именно за счет средств, полученных в результате экономии энергоресурса, полученной по итогам энергосберегающих мероприятий. Учреждение получает модернизированную систему освещения или модернизированный индивидуальный тепловой пункт и сразу после монтажа оборудования начинает экономить на оплате коммунальных услуг.
Как рассказали в СПбГБУ «Центр энергосбережения», одна из сфер, где модернизация оборудования очень актуальна и экономически оправданна, — внутреннее и наружное освещение. Отслужившие не один десяток лет осветительные приборы небезопасны, затратны в обслуживании и низкоэффективны при потреблении ресурсных мощностей. Поэтому энергосберегающие технологии в системах освещения сейчас приоритетны как для потребителей, так и для производителей современной техники.
«Большой потенциал энергосбережения заложен в бюджетной сфере. Именно механизм энергосервисных контрактов позволяет без выделения дополнительных бюджетных средств уже сегодня получить умное, качественное и надежное светодиодное освещение, которое будет не только экономить средства, но и позволит значительно повысить комфорт пребывания посетителей и сотрудников в бюджетных учреждениях», — отметила директор Центра энергосбережения Татьяна Соколова.
Одним из объектов, где был реализован энергосервисный контракт с модернизацией системы внутреннего освещения, стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт‑Петербурга. Шестилетний контракт со школой был заключен в апреле 2020 года и реализован энергосервисной компанией ООО «Автоматизированные системы». По техническому заданию, в учебном заведении были заменены 1257 светоточек и внедрено энергоэффективное светодиодное оборудование. Сумма привлеченных инвестиций составила 4,3 миллиона рублей. Установленное в учреждении новое светотехническое оборудование было введено в эксплуатацию в августе 2020 года.
По итогам реализации энергосервисного контракта экономия превышает 350 тыс. рублей, с учетом того что тариф на электроэнергию на момент заключения контракта составлял 7,5 руб. за 1 кВт*час.
Для реализации энергосберегающих мероприятий в школе были установлены российские светодиодные светильники с эффективностью не менее 130 лм/Вт, это позволило уменьшить количество светильников примерно на 20%. При том, что общая освещенность в помещениях выросла от 20 до 40% и стала полностью соответствовать требованиям современных нормативов.
«В течение шестилетнего действия энергосервисного контракта — все расходы по работе оборудования несем мы, поэтому очень важно обеспечить долговременную работу светильников. Для этого применяем блоки питания российского производства», — рассказал директор ООО «Автоматизированные системы» Вячеслав Макаров.
Будущая экономическая выгода для бюджетного учреждения очевидна — и это не только экономия финансовых средств и высокоэффективное освещение. Современные светодиодные светильники обладают таким преимуществом, как эксплуатационная долговечность, благодаря которой после окончания действия контракта необходимость замены отслуживших источников света будет гораздо реже, чем у люминесцентных аналогов. А это дает серьезное снижение прямых затрат на обновление источников света.
И наконец, своевременная модернизация внутреннего освещения в школе, помимо экономии финансов и ресурсов учреждения, позволяет создать благоприятные условия для учеников и преподавателей. Так равномерный свет, без пульсаций, с высокой контрастностью и естественной цветопередачей, получаемый от качественных светодиодных светильников, — это залог безопасности и комфорта на освещаемом объекте.

Источник: https://www.eprussia.ru/epr/409-410/5130368.htm

Модернизацию горячего водоснабжения в РФ оценили в 2 трлн. рублей

Государственная дума РФ озаботилась провалом государственной задачи по переходу на закрытые системы ГВС и заявила о неотложной необходимости улучшения качества горячей воды. В ближайшее время парламент направит в профильные ведомства (Минстрой и Минэнерго), а также в субъекты РФ рекомендацию разработать целевую госпрограмму финансирования перевода домов с открытых на закрытые системы ГВС.

Закон о переходе на закрытые системы ГВС к 2022 г. был принят ещё в 2011 г., однако с тех пор доля жилого фонда с закрытыми системами увеличилась только на 10%, преимущественно за счёт подключения новых объектов. Как заявили представители Комитета Госдумы РФ по энергетике, задача была провалена: отраслевые министерства свидетельствуют о неготовности регионов к переходу на закрытую систему, прежде всего из-за отсутствия средств и твёрдых оснований для перехода.

На круглом столе, прошедшем на прошлой неделе с участием экспертов и представителей отрасли теплоснабжения, зампред Комитета Сергей Есяков отметил, что закрытие систем ГВС в стране требует больших затрат при очень длительном сроке окупаемости: так для перевода только одного дома на закрытую систему ГВС может потребоваться от 6 до 12 млн рублей. При этом, согласно материалам Комитета, переоборудование необходимо не менее 60% жилого фонда. В итоге, например, полное переоборудование Санкт‑Петербурга может обойтись в 100 млрд рублей, Екатеринбурга — в 28 млрд, Иркутска — в 10,4 млрд. Указанные суммы не учитывают затраты на выполнение сопутствующих работ в смежных отраслях, которые могут удвоить приведённые выше суммы. Общая стоимость работ по всей стране может превысить 2 трлн рублей.

Для перехода к закрытым системам в стране нужны обоснованные расчёты эффектов и издержек такого перехода, а также источники его финансирования, – подчеркнул Сергей Есяков.

Комитет будет просить правительство рассмотреть возможность принятия целевой госпрограммы по финансированию и стимулированию инвестиций в тех регионах, где есть потребность улучшения качества горячей воды.

Обсуждать отмену или корректировку закона сегодня неразумно, нужно, наоборот, заострить внимание на его выполнении, – высказал точку зрения специалистов зам. генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ПАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров.

В Минэнерго эту тему комментировать отказались, а в Минстрое сообщили, что сегодня законодательство регулирует положения, обеспечивающие единые требования к качеству ГВС без разделения на открытую и закрытую системы. В соответствии с поручением правительства Минстрой прорабатывает законодательные изменения, направленные на повышение эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов как потребителей ГВС, так и теплоснабжающих организаций.

Источник: http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1617002279

Новые требования к регионам по энергосбережению и энергоэффективности

Правительство РФ обновило требования по энергоэффективности к регионам и муниципалитетам. Постановление Правительства РФ № 161 от 11 февраля 2021 г. разработано в рамках Комплексного плана по повышению энергоэффективности экономики России и поручения Правительства от 10 апреля 2020 г. № МХ-П16-3440 (пункт 5). Документ включает комплекс задач, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в области развития ЖКХ и капитального ремонта многоквартирных домов. Постановлением предусматривается синхронизация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с существующими программами развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и многоквартирных домов.

Согласно ему, региональные программы должны содержать информацию об основных направлениях развития энергосбережения и повышения энергоэффективности субъекта РФ; перечень мероприятий по энергосбережению с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении; целевые показатели; информацию об источниках финансирования таких мероприятий.

Регионы должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сообщается в документе. В список вошли также мероприятия по сокращению объёмов электроэнергии, используемой при транспортировке воды, по сокращению потерь воды при её передаче, информированию потребителей о возможности заключения энергосервисных контрактов и т. д.

«Новые требования позволят создавать более совершенные программы энергоэффективности, что обеспечит новое качество реализации государственной политики по энергосбережению и повышению энергоэффективности в субъектах России и на местах», – отметил директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Петр Бобылев.

Источник: http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1616653691

Минэкономразвития заявило о планах вдвое увеличить энергоэффективность к 2050 году

К 2050 году Министерство экономического развития РФ хочет увеличить показатель энергоэффективности в стране в два раза от текущего уровня. Об этом заявил 4 марта директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии ведомства Петр Бобылев в ходе российско-германского онлайн-диалога.

По его словам, через 30 лет при сохранении роста экономики её энергоэффективность должна вырасти на 45-50%. Бобылев отметил, что эта цель пока неофициальная и сформулирована в проекте стратегии социально-экономического развития с низким выбросом парниковых газов России. Прогресс в этой сфере наблюдается за счет модернизации ТЭЦ и ввода в эксплуатацию новых мощностей. Удельные и валовые расходы топлива снизились за последние 10 лет примерно на 10% — с учетом того, что выработка электроэнергии за этот период увеличилась.

В сентябре 2020 года в Минэкономразвития подготовили прогноз социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов, согласно которому в России по итогам 2020 года потребление электроэнергии снизится на 3,6% — до 1,078 трлн кВт·ч. К 2023 году производство электроэнергии должно вырасти на 1,6% к предыдущему году, или до 1,66 трлн кВт·ч. В среднесрочном же периоде, по прогнозу, объемы производства электроэнергии будут по-прежнему определяться темпами роста российской экономики, отметили в ведомстве.

Источник: http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1615367154


Приказ Министерства экономического развития РФ от 15.07.2020 №425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды"

Приказ Министерства экономического развития РФ от 28.10.2019 №707 "Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов"

Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждегиями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды"


Основные преимущества перехода на светодиодные источники света.

В настоящее время система освещения обладает значительным потенциалом в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и является одним из приоритетных направлений государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В 2015 – 2016 годах Правительством Российской Федерации был принят ряд мер по стимулированию перехода на экологичные и энергоэффективные источники света, утверждены новые требования энергетической эффективности для светотехнической продукции, закупаемой для государственных и муниципальных нужд, предусматривающие максимально широкий переход на энергоэффективные, в первую очередь светодиодные, источники света.
Использование таких источников света позволяет не только добиться существенной экономии денежных средств, но и повысить качество освещения, снизить нагрузку на зрение.
Основными преимуществами светодиодных ламп являются:

1. Низкое энергопотребление
Светодиоды являются энергосберегающими источниками света, и их использование позволяет существенно экономить электрическую энергию по сравнению с лампами накаливания, люминесцентными лампами и неоном. Светодиодные лампы потребляют на 50-70% меньше электрической энергии, чем обычные. Для сравнения, одна 6-ти Ваттная светодиодная лампа заменяет одну 60-ти Ваттную лампу накаливания.

2. Долгий срок службы
Благодаря отсутствию нити накала и газоразрядной среды срок службы светодиода достигает до 100 000 часов, что в 10 раз больше срока службы люминесцентной лампы.

3. Прочность, безопасность и стойкость к механическим воздействиям
Корпус светодиодной лампы изготовлен из алюминия и прочного пластика, который намного прочнее обычного стекла, используемого при изготовлении люминесцентных ламп и ламп накаливания. Отсутствие стеклянных деталей, нитей накаливания делает светодиоды устойчивыми к механическим воздействиям, ударам и вибрации. Светодиод – низковольтный электроприбор, который почти не нагревается, а значит электро- и пожаробезопасен.

4. Отсутствие мерцания
Лампы накаливания и люминесцентные лампы потребляют переменный ток, поэтому происходит мерцание, 100-120 вспышек в секунду, незаметное обычному человеческому глазу. Светодиодные лампы работают от постоянного тока, без мерцания, что гораздо полезнее для человеческих глаз. Светодиодные лампы обладают таким качеством как безинерционность, то есть при включении они сразу дают свет на 100% без какого-либо разогрева. При этом есть возможность управления яркостью и цветом свечения через контроллеры и диммеры.

5. Различное рабочее напряжение
При падении напряжения в сети обычные лампы перестанут работать. Светодиодные лампы могут работать от напряжения в диапазоне от 80 до 230 вольт, поэтому если произошло падение напряжения, то светодиодные лампы продолжат работать с меньшей яркостью.

6. Отсутствие шума
Светодиодные лампы абсолютно беззвучны.

7. Высокая светоотдача
Яркость светодиодов сравнима с неоном. Для сравнения: обычная лампа накаливания дает до 10 люмен на 1 Вт потребленной энергии, светодиоды – 50 люмен и выше.

8. Направленность излучения
Выпускаются модификации светодиодов по направленности света с углами рассеяния светового потока от 10 до 140 градусов, поэтому конструкция светодиодов и светильников не требует специальных отражателей или рассеивателей.

9. Экологическая безопасность
Обычные люминесцентные лампы наполнены парами ртути, поэтому при повреждении лампы эти пары попадают в атмосферу. Светодиодные лампы не содержат вредных веществ, побочного ультрафиолетового или инфракрасного излучения, поэтому абсолютно безопасны для окружающей среды.

 


В рамках государственной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения Санкт‑Петербурга на 2015-2020 годы» постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 17.06.2014 №486 утверждена подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Целью Подпрограммы является реализация основных направлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем проведения пропаганды, просвещения и стимулирования реализации мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, а также осуществление развития систем коммунальной инфраструктуры.

Актуальность реализации Подпрограммы обусловлена постоянно возрастающим объемом потребления энергоресурсов в условиях неоправданного энергорасточительства и недостаточного финансирования топливно-энергетического комплекса.

Основными ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы, являются:

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, устойчивое обеспечение экономики и населения топливом и энергией;

- повышение конкурентоспособности экономики;

- привлечение инвестиций для реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- развитие энергоэффективных технологий;

- снижение нагрузки бюджета на предоставление социальной поддержки по оплате коммунальных услуг населению.

Рекомендуемые мероприятия по энергосбережению в жилищном фонде Санкт‑Петербурга



Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилом фонде Санкт‑Петербурга

Перечень документов, необходимых для выдачи акта    о классе энергетической эффективности многоквартирных домов (далее – МКД) и Порядок заполнения деклараций о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов в МКД в соответствии с приказом Минстроя России  от  06.06.2016 № 339/пр.

Документы, представляемые в  Государственную жилищную инспекцию   Санкт‑Петербурга:

1. Заявление лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, или собственников помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом) о присвоении или подтверждении класса энергетической эффективности;

2. Декларация (в произвольной форме), в которой в обязательном порядке указывается следующая информация:

- Календарные даты начала и окончания периода, за который представляется декларация;

- Класс энергетической эффективности многоквартирного дома и дата его присвоения (если ранее был установлен класс энергетической эффективности многоквартирного дома);

- Показания общедомовых приборов учета или приборов учета, учитывающих расход энергетических ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме на начало и конец отчетного периода по каждому виду энергетического ресурса и сведения о приборах учета (марка, номер, сроки поверки);

- Расчет объема потребленных энергетических ресурсов по каждому виду энергетического ресурса с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения;

- Расчет значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, расчет приведения полученных значений к расчетным условиям;

- Фактические условия, используемые для приведения к расчетным - климатические условия периода представления декларации, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество коммунальных услуг;

- Указание на наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и энергоэффективного (светодиодного) освещения мест общего пользования.

3. Документы, подтверждающие, что заявитель является лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (договор управления либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение об управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом), либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий полномочия собственника помещения в многоквартирном доме на представление от имени собственников помещений в многоквартирном доме указанных документов (в случае непосредственного управления многоквартирным домом);

4. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

Указанные документы должны быть заверены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом или собственниками помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом).

Основание: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Дополнение: Письмо от 29 ноября 2016 г. N 40222-АЧ/04  «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением  Приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

Применение налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества, имеющего высокий класс энергетической эффективности (письмо от 03.02.2017 №БС-4-21/1991 Министерства финансов Российской Федерации,  разъясняющее порядок применения данной налоговой льготы).

Многоквартирные дома  (https://gbuce.ru/energosovet/mnogokvartirnye-doma)

Дата изменения: 1 апреля 2021