Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, поступившие в Комитет

11.08.2020 Информация Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по обращениям граждан с жалобами на неприятные запахи в районе домов 34-39 по Советскому проспекту, Усть-Славянка, Санкт‑Петербург

Учитывая значительную площадь территории, где ощущались запахи на территории Усть-Славянки (МО «Рыбацкое»), можно отметить, что потенциальными источниками запаха могут являться объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду (объекты I категории, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.08.2015 №1029).

В соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 903 от 28.08.2015 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», объекты I категории подлежат федеральному экологическому надзору.

Упоминаемые в обращениях граждан Федеральное государственное унитарное предприятие «Специальное конструкторско-технологическое бюро «Технолог», расположенное по адресу: Санкт‑Петербург, Советский пр., дом 33-а, согласно сведениям, имеющимся в программно-техническом обеспечении учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПТО УОНВОС) с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 33,37881 т/год и сбросом в водный объект в количестве 5914,0596 т/год, является объектом I категории (код объекта 40-0178-003996-П) и подлежит федеральному экологическому надзору.

ООО "Невский завод цветных металлов", расположенное по адресу: Санкт‑Петербург, дорога на Петро-Славянку, д.5 согласно сведениям, имеющимся в ПТО УОНВОС с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 440,80169 т/год является объектом I категории (код объекта 40-0178-004895-П) и подлежит федеральному экологическому надзору.

Водные объекты – р. Славянка и р. Нева в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащих федеральному государственному  надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» относится к водным объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, поскольку протекают по территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Государственная функция по осуществлению федерального государственного экологического надзора исполняется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории северо-западного региона является Северо-Западное Межрегиональное Управление Росприроднадзора.

Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт‑Петербурга, в пределах своей компетенции.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, оказывающих умеренное, незначительное и минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Дополнительно сообщаем, что в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением коронавируса COVID-19, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438), которое вступило в силу с 14.04.2020, установлен особый порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, с указанной даты в соответствии с подпунктом а) пункта 1 Постановления № 438, запрещается назначать внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов за исключением внеплановых проверок основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1 Постановления № 438 в 2020 году в рамках регионального государственного экологического надзора могут проводится только внеплановые проверки на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, а также требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Требования прокурора о проведении внеплановых проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям в отношении лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на территории Усть-Славянки (МО «Рыбацкое»), в Комитет не поступали. Учитывая вышеизложенное, у Комитета отсутствуют правовые основания для организации и проведения внеплановых проверок.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что согласно пункту 4 части статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами относятся к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга осуществляются измерения факторов среды обитания (в т.ч. замеры загрязняющих веществ в атмосферном воздухе) и определяются причинно-следственные связи между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Санкт‑Петербурга является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт‑Петербургу.

Дополнительно сообщаем, что Комитетом в рамках полномочий по участию в осуществлении государственного экологического мониторинга организованы измерения разовых (20-минутных) концентраций загрязняющих веществ, входящих в область аккредитации ГГУП «СФ «Минерал» (оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, аммиак, диоксид серы, бензол, толуол, изомеры ксилола (m-, p-, o-), фенол, ацетон, бутиловый спирт, пропиловый спирт, окись этилена, метилен хлористый, этанол, стирол, изобутиловый спирт, этиловый эфир, пентан, сероводород, этилбензол и формальдегид) при помощи передвижной лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха по адресу: Советский пр., д.34-39.

Измерения проводились 26.06.2020, 08.07.2020, 09.07.2020, 15.07.2020, 16.07.2020, 17.07.2020, 18.07.2020, 23.07.2020 и 31.07.2020 в вечернее, ночное или утреннее время с учётом информации о возникновения запахов по данным телефонных звонков граждан, круглосуточно поступающих в Мобильную экологическую дежурную службу Комитета, а также времени, указанного в поступивших обращениях граждан.

По результатам проведённых измерений в указанные дни установлено, что концентрации всех измеренных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысили гигиенических нормативов (максимально разовых предельно допустимых концентраций (ПДКм.р.).

Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории Санкт‑Петербурга осуществляется Санкт‑Петербургским государственным геологическим унитарным предприятием «Специализированная фирма «Минерал» (далее – ГГУП «СФ «Минерал») по заказу Комитета.  ГГУП «СФ «Минерал» в соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 12.03.2007 №246 является специализированной организацией, осуществляющей государственный экологический мониторинг на территории Санкт‑Петербурга.

Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях – определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, подготовка и предоставление потребителям аналитической и расчётной информации о загрязнении атмосферного воздуха – выполнялась ГГУП «СФ «Минерал» на основании лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №Р/2017/3455/100/Л от 08.12.2017.

Лаборатория экологического мониторинга ГГУП «СФ «Минерал» соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 и критериям технической компетентности в заявленной области аккредитации в Системе аккредитации аналитических лабораторий, что подтверждается Аттестатом аккредитации №RA.RU.515825.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что рефлекторное воздействие на человека индивидуального вещества, обладающего запахом, учитывается при установлении предельно допустимой концентрации (ПДК) данного вещества. Однако, в большинстве случаев, запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ. Кроме того, пахучие соединения в общей смеси, для которых установлен норматив ПДК, часто присутствуют в атмосферном воздухе в таких незначительных количествах, что при контроле качества атмосферного воздуха, превышение ПДК, несмотря на наличие отчётливого запаха, как правило, не наблюдается.

Указанный адрес взят Комитетом на контроль, выполнение оперативных наблюдений за качеством атмосферного воздуха будет продолжено.

Информация подготовлена: отделом экологического надзора совместно с сектором государственного экологического мониторинга отдела государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды


15.02.2019 Информация, о принятых мерах по ликвидации аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией ёмкости с одорантом в Красносельском районе Санкт‑Петербурга по адресу: Станционный поселок, д.10

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, в связи с многочисленными обращениями граждан о принятых мерах по ликвидации аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией ёмкости с одорантом в Красносельском районе Санкт‑Петербурга по адресу: Станционный поселок, д.10, ставшей причиной неприятного запаха сообщает следующее.

05.02.2019 стали поступать жалобы жителей о запахе газа в Красносельском районе Санкт‑Петербурга. В 15:42 в Дежурную службу Комитета по природопользования, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности поступила информация из ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по г. Санкт‑Петербургу» об обнаружении на территории Станционного поселка в районе д.10 источника неприятного запаха – ёмкости объёмом 2,5 куб.м и двух 20-литровых пластиковых канистр с неизвестной жидкостью, обладающей характерным запахом одоранта. Кроме того, было выявлено два места разлива неизвестного вещества.

На место аварии были направлены подведомственные Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее – Комитет по природопользованию) экологические аварийные службы СПб ГУП «Экострой» и ГУП «ПИЛАРН», которые совместно с силами Главного управления МЧС России по г. Санкт‑Петербургу и администрации Красносельского района, провели работы по герметизации обнаруженных ёмкостей и вывозу их на временное контролируемое хранение на производственную площадку СПб ГУП «Экострой», расположенную по адресу: Волхонское шоссе, д.116, к.3, для последующей передачи одоранта промышленному предприятию для дальнейшего использования в производстве, либо перерабатывающей организации газовой отрасли. Для обезвреживания разлитого одоранта и нейтрализации запаха место разлива сотрудниками ООО «Газпром трансгаз Санкт‑Петербург» было обработано синтетическим моющим средством «МЕРКАТОН» на основе гидроксида натрия в объеме 100 л.

06-08.02.2019 Работы по ликвидации аварийной ситуации были продолжены, а именно 06.02.2019 экологической аварийной службой СПб ГУП «Экострой» совместно с пожарно-спасательным отрядом противопожарной службы Санкт‑Петербурга по Красносельскому району Санкт‑Петербурга место разлива для дегазации и обезвреживания одоранта было обработано концентрированным раствором гидроксида натрия в количестве 500 л и укрыто в два слоя полиэтиленовой пленкой и брезентом.

07.02.2019 Силами экологических аварийных служб Комитета по природопользованию совместно с силами администрации Красносельского района была произведена выемка обезвреженного щелочным раствором грунта, песка и снежных масс общим объемом 23 куб.м (9600 кг) в герметичные ёмкости. Место разлива повторно обработано гидроксидом натрия в объеме 1300 л и укрыто в два слоя полиэтиленовой пленкой и брезентом.

08.02.2019 Ёмкости с обезвреженным грунтом, песком и снежными массами вывезены для последующего размещения на полигоне ТБО, имеющим лицензию на обращение с отходом III класса опасности, в установленном порядке. Место разлива дополнительно обработано гидроксидом натрия в объеме 900 л, укрыто брезентом. Аварийная ситуация ликвидирована, однако в связи с тем, что слабый запах одоранта вблизи непосредственного места разлива остался, ситуация продолжает находиться на контроле Комитета по природопользованию. Осуществляется ежедневный мониторинг ситуации, а при наступлении теплого времени года будет произведен анализ почвы и при необходимости продолжены работы по обезвреживанию места разлива.

18.02.2019 ёмкость с одорантом при сопровождении подведомственного Комитету по природопользованию СПб ГУП «Экострой» перевезена для последующей утилизации на территорию ООО «ПОРТЭНЕРГО», расположенную в южном районе порта Усть-Луги.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании сообщения в средствах массовой информации от 05.02.2019 о фактах неприятного запаха в атмосферном воздухе в районе дома 221 по проспекту Народного Ополчения (https://www.fontanka.ru/2019/02/05/107/), содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, специалистами Комитета по природопользованию возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении двух юридических лиц и одного индивидуального предпринимателя.

Информация о результатах административного расследования, о состоянии окружающей среды в районе разлива одоранта, добавляемого в природный газ, будет актуализироваться на официальном сайте Комитета в сети «Интернет» (https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/).


31.08.2018 Информация о строительстве мусоросжигательного завода на территории производственной зоны «Каменка» в поселке Левашово Санкт‑Петербурга

Комитет по природопользованию, охране окружающей средыи обеспечению экологической безопасности, в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу строительства мусоросжигательного завода I класса опасности на территории производственной зоны «Каменка» в поселке Левашово на севере Санкт‑Петербурга, сообщает актуальную информацию, в том числе представленную  иными  государственными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней: Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по СЗФО, Департамент); Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт‑Петербургу (далее – Роспотребнадзор); Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее – КГА); Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 16.12.2016 № 1147 утверждена Территориальная схема обращенияс отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – Территориальная схема обращения с отходами), которая содержит перечень потенциальных земельных участков для строительства объектов обращенияс твердыми коммунальными отходами. Указанным перечнем  предусмотрено размещение мусороперерабатывающего комплекса на земельных участках ориентировочной площадью 22 га, расположенных по адресу: Санкт‑Петербург, поселок Левашово, Горское шоссе, участки 2, 3 (юго-западнее дома 18, корпус 5, лит. Б, Новоселки).

Согласно Правилам землепользования и застройки Санкт‑Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 21.06.2016 № 524 (далее – Правила), указанные земельные участки находятся в границах территориальной зоны ТИ1-2.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России   от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», мусороперерабатывающие заводы отнесены к виду разрешенного использования «специальная деятельность» (код 12.2).

Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны ТИ1-2 вид разрешенного использования «специальная деятельность» отнесен к основному виду разрешенного использования.

Указанные земельные участки расположены в границах территории производственной зоны «Каменка», на которую постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 24.05.2010 № 651 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, расположенной северо-восточнее и юго-западнее пересечения кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт‑Петербурга и Западного скоростного диаметра (далее – документация по планировке территории).

В составе утвержденной документации по планировке территории земельный участок № 48 площадью 22,2 га предназначен для размещения мусороперерабатывающего производства.

В границах земельного участка № 48 для размещения мусороперерабатывающего завода сформированы два земельных участка, предусмотренные Территориальной схемой обращения с отходами:

- земельный участок, расположенный по адресу: Санкт‑Петербург, поселок Левашово, Горское шоссе, участок 3 (юго-западнее дома 18, корпус 5, лит. Б, Новоселки), кадастровый номер 78:36:0013404:7 (площадью
10,8 га);

- земельный участок, расположенный по адресу: Санкт‑Петербург, поселок Левашово, Горское шоссе, участок 2 (юго-западнее дома 18, корпус 5, лит. Б, Новоселки), кадастровый номер 78:36:0013404:8 (площадью
11,4 га).

На основании распоряжения КГА от 04.10.2017 № 211-393 Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт‑Петербурга разработан проект по внесению изменений в документацию по планировке территории производственной зоны «Каменка».

В настоящее время вышеуказанная документация по планировке территории направлена на утверждение в соответствии с регламентом Правительства Санкт‑Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 16.12.2003 № 100.

В соответствии с указанным проектом на территории предусматривается размещение объекта капитального строительства для обработки, обезвреживания отходов производства и потребления (мусороперерабатывающий завод) мощностью не более 40 тыс. тонн/год в границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства № 11 (земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013404:8); объекта капитального строительства для утилизации, накопления, обработки, обезвреживания отходов производства и потребления (мусороперерабатывающий и мусоросжигательный завод  класса опасности) мощностью 350 тыс. тонн/год в границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства № 12 (земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013404:7).

В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и на основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке Санкт‑Петербурга (протокол от 25.07.2013 № 6) распоряжением КГА от 13.09.2013 № 1892 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части, касающейся увеличения максимального класса опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства,на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0013404:7.
В соответствии с пунктом 7.2.2 Приложения № 1 к Правилам разрешения на отклонение от предельных параметров, выданные до вступления в силу Правил (изменений в Правила), действуют в период срока, установленного в пункте 3.2.8 указанного приложения, то есть в течение 5 лет.

В составе указанного проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории производственной зоны «Каменка» учтено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

16.05.2011 между Санкт‑Петербургом и греческим Консорциумом Helector S.A. – Aktor Concessions S.A. – AKTOR S.A., впоследствии переуступившим все свои права и обязательства в пользу Общества
с ограниченной ответственностью «Левашово Мусоропереработка Проект», заключено Соглашение о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов.

По сведениям Комитета по инвестициям Санкт‑Петербурга последним прорабатывается вопрос о возможности подписания Акта о вступлении в силу Соглашения и его реализации на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0013404:7.

Земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013404:8 в соответствии с постановлением Правительства Санкт‑Петербурга 
от 02.10.2017 № 826 предоставлен  стратегическому инвестору ООО «Автопарк № 6 «Спецтранс» для реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт‑Петербурга «Строительство объектов хранения и обезвреживания отходов, а также объектов обработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов (мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов) на территории Санкт‑Петербурга».

По сведениям, представленным Роспотребнадзором, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» мусороперерабатывающий комплекс является источником воздействия на окружающую среду и требует организации санитарно-защитной зоны.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» при выделении земельных участков под строительство объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается санитарно-защитная зона.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Также Роспотребнадзор обращает внимание, что требования к состоянию атмосферного воздуха регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Критерием является соблюдение гигиенических нормативов в приземном слое атмосферного воздуха.

Гигиенические нормативы устанавливают предельно допустимое содержание загрязняющих вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест только для территорий мест проживания и массового отдыха населения.

По сведениям, представленным Департаментом Росприроднадзора по СЗФО, проектная документация объектов, используемых для размещения
и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов является объектом государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) федерального уровня в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Департамент организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов федерального уровня на основании поручений, направляемых центральным аппаратом Росприроднадзора, в соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российсской Федерации от 13.09.2010 № 717», Положением о Департаменте Росприроднадзора по СЗФО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 24.08.2016 № 506.

Поручение центрального аппарата Росприроднадзора, равно как и заявление заинтересованного юридического лица, о проведении государственной экологической экспертизы проекта строительства мусоросжигательного завода на территории производственной зоны «Каменка» на севере Санкт‑Петербурга в Департамент не поступало, в связи с чем, государственная экологическая экспертиза указанного проекта не проводилась.

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе», при проведении государственной экологической экспертизы устанавливается соответствие документов и (или) документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта государственной экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза основана на принципах (среди прочего):

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 14 указанного федерального закона в число документов, представляемых в составе материалов на государственную экологическую экспертизу, входят результаты обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями.

Таким образом, информация в части экологической безопасности строительства мусоросжигательного (мусороперерабатывающего) заводов может быть доведена до сведения заинтересованных лиц в ходе общественных обсуждений проекта реализации объекта, организованных уполномоченными органами с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372 и иными нормативными документами, направленными на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду.

Окончательное решение о возможности реализации проекта на рассматриваемых земельных участках с учетом выбора технологий, оборудования и материалов будет принято по результатам разработки проектной документации, а также получения необходимых заключений, предусмотренных действующим законодательством.


17.08.2018 О ситуации, связанной с экологическим состоянием реки Новой

В адрес Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности поступают обращения граждан о неблагоприятном экологическом состоянии реки Новой, выражающемся в неприятных запахах, интенсивном «цветении» воды, зафиксированных фактах гибели рыб и водоплавающих птиц.

В ходе неоднократно проведенных специалистами Комитета рейдовых осмотров акватории реки Новой вышеуказанные сведения были подтверждены.

В связи с этим Комитет информирует о реализации комплекса мероприятий, направленных на выявление причин неблагоприятного экологического состояния реки Новой и нормализацию сложившейся ситуации.

1. В связи с наблюдающимся бурным развитием сине-зеленых водорослей на реке Новой, Комитетом запрошено экспертное мнение научного сообщества о причинах разрастания таких водорослей, их влиянии на окружающую среду и состояние живых организмов.  

В качестве экспертов по данному вопросу выступили ФГБУН Институт озероведения Российской академии наук и ФГБУН Санкт‑Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук.

Согласно заключениям экспертов, в настоящее время в связи с глобальным потеплением климата, при значительном уровне сбросов сточных вод с высоким содержанием биогенов, в водных объектах наблюдаются явления «цветения» воды, то есть резкого увеличения биомассы фитопланктона – водорослей и цианобактерий. «Цветение» воды фиксируется во всех природно-климатических зонах планеты. Аналогичные процессы, связанные, в первую очередь, с высокими температурами воздуха и воды летом 2018 года, наблюдаются и на многих водных объектах Северо-Западного региона от ландшафтных прудов до обширных участков Ладожского озера и Финского залива. Результатом «цветения» воды является резкое снижение ее качества и изменение свойств, нежелательная трансформация трофических связей, приводящая к общей деградации водных экосистем, что, в свою очередь, проявляется в виде летних заморов рыб, гибели бентосных и планктонных животных, а также водоплавающих птиц.

При этом эксперты отметили, что универсальной методики борьбы с сине-зелеными водорослями не существует: по каждому конкретному водному объекту мероприятия по удалению цианобактерий разрабатываются на основании комплексного исследования такого водного объекта, с выявлением причин его «цветения».

2. В целях выявления и анализа причин, повлекших интенсификацию развития сине-зеленых водорослей на реке Новой, а также появление неприятного запаха от воды, Институтом озероведения РАН по заказу Комитета выполнено исследование влияния накопленных в водотоке донных отложений на формирование неприятного запаха.

При этом необходимо отметить, что дноочистные  работы  на  прудовых участках реки Новой от пр. Стачек до пр. Народного Ополчения были проведены по заказу Комитета в 2010 году, то есть менее восьми лет назад.

По результатам проведенного Институтом озероведения РАН исследования установлено отсутствие прямого влияния накопленных донных отложений на формирование неприятного запаха от реки Новой. При этом отмечено, что химический состав и иные показатели состояния водной массы и донных отложений тесно взаимосвязаны. В результате поступления в водные объекты загрязняющих биогенных веществ, в придонном слое воды и в донных отложениях возникает дефицит растворенного кислорода, что, в конечном итоге, приводит к образованию сероводорода и появлению специфического неприятного запаха природного происхождения (запах гниения и разложения органического вещества). По данным Института озероведения РАН, такая ситуация на прудовой части реки Новой в летний период 2018 года усугубилась, в том числе, за счет повышенных температур воздуха и воды.

Таким образом, из результатов проведенного исследования следует, что неблагоприятное экологическое состояние реки Новой обусловлено комплексом факторов как природного, так и антропогенного характера.

В связи с этим Комитетом осуществлены мероприятия, направленные на установление влияния на экологическое состояние водного объекта поступающих в реку Новую сточных вод от предприятий-водопользователей, в том числе по факту нарушения требований водного законодательства возбуждено дело об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование.

В ходе административного расследования было установлено, что деятельность юридического лица, осуществляющего управление аэропортом «Пулково» (ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»), связанная с отведением в канал Новый (Сбросной) и далее в реку Новую поверхностных сточных вод, образующихся после обработки взлётно-посадочных полос и корпусов гражданских воздушных судов жидкостями против обледенения, повлекла превышение установленных допустимых концентраций по ряду загрязняющих веществ. При этом в отобранных пробах природной воды в реке Новой были обнаружены специфические вещества (этиловый спирт, этиленгликоль), характерные для соответствующей деятельности и отсутствующие в установленных ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (НДС), в концентрациях, существенно превышающих предельно допустимые.

По факту выявленных нарушений требований водного законодательства, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» привлечено Комитетом к административной ответственности с наложением административных штрафов на общую сумму 295 тыс. руб.

Одновременно, в целях реализации конкретных мер по недопущению нарушения требований водного законодательства и неприятных запахов ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В ответ на представление ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» направило в Комитет информацию о проведении ряда мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты, включая устранение строительных дефектов и обеспечение максимальной эффективности работы очистных сооружений, проработку совместно с ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга» способов локализации и переключения поверхностного стока с искусственных поверхностей аэродрома для дальнейшей очистки на городских очистных сооружениях.

При этом необходимо отметить, что ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», также как ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга» и ФКУ УПРДОР «Северо-Запад», осуществляющее отведение сточных вод с КАД в реку Новую, подлежат федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому Департаментом Росприроднадзора по СЗФО.

Согласно имеющейся в Комитете информации, по факту нарушений требований водного законодательства, выразившихся в сбросе сточных вод с территории аэропорта в канал Новый (Сбросной) и далее в реку Новую с концентрациями загрязняющих веществ, существенно превышающими установленные (например, по БПК5, ХПК, аммоний-иону), ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» также привлечено к административной ответственности Департаментом Росприроднадзора по СЗФО. В отобранных пробах природной воды в реке Новой также были обнаружены специфические вещества (этиловый спирт, этиленгликоль), характерные для деятельности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» по обработке взлётно-посадочных полос и корпусов гражданских воздушных судов жидкостями против обледенения и отсутствующие в установленных обществу НДС, в концентрациях, существенно превышающих предельно допустимые.

Кроме того, Департамент Росприроднадзора по СЗФО сообщил, что в настоящее время осуществляется расчет вреда, причиненного ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» водному объекту вследствие нарушения водного законодательства. Согласно действующему законодательству компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда. При этом судом может быть принято решение о возмещении вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению за счет собственных средств нарушенного состояния водного объекта.

В свою очередь, Комитетом, на основании соответствующего обращения Департамента Росприроднадзора по СЗФО, по факту использования ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» канала Нового (Сбросного) с нарушением водного законодательства Российской Федерации в адрес общества направлено предупреждение о предъявлении (в суд) требования о прекращении права пользования водным объектом.  

 3. Поступившие в Комитет обращения, содержащие информацию о гибели рыб, были перенаправлены Комитетом для рассмотрения и принятия необходимых мер в рамках компетенции в СЗТУ Росрыболовства.

4. Комитетом проведены мероприятия, направленные на выявление причин гибели водоплавающих птиц в 2018 году на реке Новой, в ходе которых установлено следующее.

Погибшие птицы относятся к виду кряква (Anas platyrhynchos). На погибших кряквах повреждения и какие-либо признаки противоправных действий, которые могли привести к гибели птиц, не обнаружены.

Подходящие для исследования тушки птиц были собраны и переданы на исследование в центр реабилитации диких животных.

По результатам диагностического патологоанатомического вскрытия, проведенного ветеринарным врачом, установлено, что все птицы упитанные, целостность перьевого и кожного покровов не нарушена, травм и переломов нет, оперение без признаков загрязнения нефтепродуктами. Согласно заключению ветеринарного врача, можно исключить гибель птиц от отравления зоокумаринами, химически-активными веществами, что вызвало бы ожог кишечника, и другими веществами, отравление которыми имеет характерные признаки, обнаруживаемые при вскрытии. Негативные процессы в организме исследованных птиц носят, предположительно, хронический характер. Это свидетельствует о том, что отравление произошло не одномоментно. При этом по данным Управления ветеринарии Санкт‑Петербурга установлено отсутствие у исследованных образцов птиц таких болезней, как грипп птиц и орнитоз. В настоящее время продолжается работа по исследованию биоматериала.

Необходимо отметить, что река Новая, состоящая в нижнем течении из слабопроточных прудов с выраженными застойными явлениями, характеризующаяся интенсивным развитием сине-зеленых водорослей, не является благоприятной средой обитания для крякв. При этом активная подкормка гражданами водоплавающих птиц является негативным фактором, способствующим концентрации крякв на данном водном объекте.

5. В целях предотвращения загрязнения, засорения реки Новой, по заказу Комитета осуществляется периодическая уборка ее акватории от наплавного мусора, включая сбор и вывоз на утилизацию конгломератов отмершей растительности и водорослей. Какой-либо реагентной обработки акватории при проведении такой уборки не осуществляется. Информация о необходимости утилизации обнаруженных тушек птиц в установленном порядке передается в дежурную службу Комитета по благоустройству Санкт‑Петербурга (ООО «Ветеринарный госпиталь»).

6. В целях системного решения вопроса улучшения экологического состояния реки Новой и разработки научно-обоснованных мероприятий по ее оздоровлению, Комитетом осенью 2018 года запланировано заключение соответствующего государственного контракта, предусматривающего полный цикл исследования как реки Новой, так и территории ее водосбора.

Дополнительно сообщаем, что Комитетом по соответствующему запросу копии материалов дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» направлены в адрес Ленинградского следственного отдела на транспорте Северо-Западного СУТ СК России для принятия необходимых решений, в том числе в части наличия признаков экологического преступления.

Кроме того, вышеуказанные материалы были направлены Комитетом в Департамент Росприроднадзора по СЗФО для принятия необходимых мер в рамках компетенции по понуждению поднадзорного объекта - ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» - к соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.


20.03.2019 Актуальная информация о ситуации, связанной с экологическим состоянием реки Новой

В дополнение к информации, ранее размещенной в разделе Комитета на официальном Портале Администрации Санкт‑Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/obrasheniya-grazhdan/otvety-na-obrasheniya-zatragivayushie-interesy-neopredelennogo-kruga/ (в пункте 3 «О ситуации, связанной с экологическим состоянием реки Новой» в подразделе «Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, поступившие в Комитет» раздела «Обращения граждан»), Комитет сообщает следующее.

В настоящее время в рамках заключенного в 2018 году государственного контракта по заказу Комитета проводится разработка комплекса мероприятий по оздоровлению реки Новой. Срок окончания работ – 01.12.2019.

При этом выполнение мероприятий по экологическому восстановлению реки Новой может быть эффективно только после прекращения поступления в водный объект загрязненных сточных вод, отводимых ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – ООО «ВВСС») с территории аэропорта «Пулково».

Однако представленные ООО «ВВСС» данные по использованию водного объекта за 4 квартал 2018 года, а также результаты проведенного Комитетом в декабре 2018 года пробоотбора показали существенные превышения допустимых концентраций по ряду загрязняющих веществ как в сточной, так и в природной воде.                    

По информации о загрязнении реки Новой, направленной Комитетом, Ленинградским следственным отделом на транспорте Северо-Западного СУТ СК России возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации, проводятся соответствующие следственные мероприятия. В рамках возбужденного уголовного дела с привлечением специалистов Комитета и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по СЗФО» 10.01.2019 осуществлен отбор проб природной воды из канала Нового (Сбросного) и реки Новой, а также сточной воды на выпусках ООО «ВВСС». По результатам отбора проб также выявлены существенные превышения концентраций по ряду загрязняющих веществ, включая такие характерные для деятельности аэропорта вещества, как этанол, этиленгликоль.

Таким образом, анализ сложившейся ситуации показывает, что ООО «ВВСС» продолжает осуществлять отведение загрязненных сточных вод в реку Новую.

Учитывая, что принимаемые ООО «ВВСС» меры не привели к оперативному разрешению ситуации в части доведения концентраций сбросов загрязняющих веществ до допустимых, Комитетом принято решение о применении крайней меры защиты публичных интересов: 25.10.2018 Комитет обратился в Арбитражный суд города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области с иском о принудительном прекращении ООО «ВВСС» права пользования водным объектом.  Арбитражным судом города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области удовлетворено ходатайство Комитета о привлечении в процесс в качестве третьего лица Департамента Росприроднадзора, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор в отношении ООО «ВВСС».

Принимая во внимание, что ООО «ВВСС» подлежит федеральному государственному экологическому надзору, информация о нарушениях требований водного законодательства со стороны ООО «ВВСС» направляется Комитетом в Департамент Росприроднадзора для принятия необходимых мер в отношении поднадзорного объекта.

По фактам выявленных нарушений требований водного законодательства, повлекших ухудшение экологического состояния реки Новой, ООО «ВВСС» в 2018 году было неоднократно привлечено Департаментом Росприроднадзора к административной ответственности.

Кроме того, Департаментом Росприроднадзора произведен расчет вреда, причиненного ООО «ВВСС» водному объекту при сбросе сточных вод с территории аэропорта «Пулково», который составил 162,662 млн. руб.
В связи с невозмещением ООО «ВВСС» причиненного водному объекту вреда в добровольном порядке, 19.02.2019 Департаментом Росприроднадзора заявлен иск в Арбитражный суд города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области о принудительном взыскании с ООО «ВВСС» причиненного вреда в судебном порядке.

Одновременно, Департаментом Росприроднадзора в Арбитражный суд города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области 24.01.2019 заявлен иск о прекращении ООО «ВВСС» деятельности по сбросу сточных вод в канал Новый (Сбросной).

Соответствующе иски Департамента Росприроднадзора и Комитета в настоящее время рассматриваются судом.

Согласно имеющейся в Комитете информации, в настоящий момент ООО «ВВСС» продолжается проработка вопроса прекращения сброса загрязненных сточных вод с территории аэропорта «Пулково» в водный объект, включая вопрос временного переключения стоков в канализационные сети ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга».

Комитет продолжает контроль за развитием ситуации, связанной с экологическим состоянием реки Новой вследствие отведения сточных вод с территории аэропорта «Пулково», и взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, включая ООО «ВВСС», Департамент Росприроднадзора, ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга» и представителей общественности.

Дата изменения: 11 августа 2020