Метроном стучит – значит город жив!

12 мая 2019

О блокаде Ленинграда известно многое. Но всегда можно найти то, о чем еще не говорили. Был бы журналистский интерес.

Юные корреспонденты студии «Репортер» ДДТ «Юность», встретились с учеными из Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Алексей Воронович, старший научный сотрудник библиотеки, рассказал нам о работе СМИ в условиях блокадного города.

- Алексей Владимирович, кто мог издавать газеты в осажденном Ленинграде, и сколько их было?

- В первую очередь, это обком партии. Главная газета того времени – «Ленинградская правда». Тираж ее составлял 200 тысяч экземпляров! Даже по современным меркам - количество приличное. Хотя, объем газеты, конечно, серьезно сократился.

В «Ленинградской правде» находили отражения практически все значимые события, которые происходили в городе. Газета выходила всю блокаду. Перерыв был только один – 25 января 1942 года – в «черный день» ленинградской энергетики, когда в городе полностью отключалось электричество.

Были и другие общественно-политические издания. Сохранялись и литературно-художественные, вплоть до детского журнала «Костер».

Следующие газеты – военные. «На страже родины» - орган Ленинградского фронта. Причем, эта газета издавалась еще и на казахском и татарском языке, для представителей этих народов, которых было много на защите Ленинграда. На флоте – «Краснознаменный Балтийский флот». Еще 18 – общевойсковых армий, четыре - воздушных армий, две – корпусные, 19 – дивизионные, газета Ладожской флотилии… Всего их выходило сорок девять.

Нужно было информировать людей и руководство предприятий. Требовалось рассказывать об успехах предприятия, показывать примеры стахановского труд. Поэтому, практически на всех работавших крупных предприятиях выходили заводские газеты: «Ижорец», «Молот», «Кировец», «Торфянник» (газета торфозаготовителей, очень важных людей в то время, так как торф был главным видом топлива), «Ленинградская правда на стройке»… В блокадном городе их было двадцать девять.

Стоит также отметить еще одно направление - партизанские газеты. Их было более пятидесяти. Причем, не факт, что мы смогли все учесть. Многие партизанские газеты выходили один-два раза. Немцы внимательно следили за этим. Объявляли, что, если увидят у жителя какой-нибудь деревни такую газету, этот человек будет расстрелян. И все же известны такие случаи, когда по ноги фашистам, объявляющим о том, что Ленинград или Москва пали, из толпы швыряли партизанскую газету, в которой говорилось иное.

- Как часто в период блокады выходили газеты?

- Некоторых это может удивить, но подавляющее большинство изданий выпускались ежедневно. Даже некоторые еженедельные издания перешли на более частый режим.

- Как условия блокады повлияли на сами газеты?

- Вместе с резкой сменой тематики и изменением частоты выпуска, изменилась и сама структура газеты. Например, письма читателей печатались на первых страницах, а не в конце, как это привычно нам. Это помогало поддерживать контакт между людьми. Публиковались, в том числе, и письма «извне». Всё это было необходимо, чтобы показать, что людям во всем мире не всё равно, что они – вместе с ленинградцами.

- Кто особенно ценился в качестве журналистов и редакторов в военное время?

- Очень большой спрос был на авторов и журналистов, специализировавшихся на военной тематике. Руководителями практически всегда становились люди, имеющие личный боевой опыт. Например, оперативную группу писателей и журналистов при Политуправлении ленинградского фронта возглавлял Николай Тихонов. Очень известный писатель и человек, прошедший Первую Мировую войну. Аналогичный орган при Политуправлении Балтийского флота возглавлял Всеволод Вишневский. Тоже состоявшийся автор, и тоже участник Первой Мировой и Гражданской войны. Такие люди были необходимы в коллективе. Только они могли помочь «мирным» журналистам овладеть «военным» языком.

Но в это время в газетах активно писали не только профессионалы, но и люди, занимавшие какие-нибудь важные должности. На нашей выставке, посвященной реализованному Президентской библиотекой проекту по сбору и оцифровке сохранившихся в архивах людей документов блокадной поры, вы могли видеть дневники и т.п. В частности, нам принесли подборку вырезок из газет со статьями начальника политотдела МПВО Ленинграда Степана Васильевича Савченко. Он, можно сказать, отвечал за связи с общественностью. Писал статьи о том, как надо вести себя в условиях бомбежки, артобстрела. Рассказывал о последних происшествиях в городе.

- Насколько важна была информация в блокадном городе?

- Ответить на этот вопрос очень просто. Типография «Ленинградской правды» обеспечивалась электричеством наравне с военными предприятиями и хлебозаводами. Это лишний раз говорит о важной роли информации для поддержания духа населения.

Да, часть информации скрывалась. Например, о начале блокады практически не писали. Но все же очень много информации ленинградцы получали из прессы. Мы можем видеть на страницах газет сообщения о боевых действиях. Например, о том, что удалось отвоевать некоторые города на Волховском фронте, и сохранить «Дорогу жизни». Печатались призывы к гражданам. К примеру, о сборе теплых вещей. Причем, призывы всегда сопровождались примерами того, насколько эти вещи нужны для фронта. Рассказывали о женщине. Которая успевает не только работать на заводе, но и вернувшись домой, садится вязать вещи для бойцов. Была и критика отдельных руководителей. Таким образом, людям показывали, что обком партии беспокоится о них и держит руку на пульсе. Именно потому к работе и привлекали талантливых писателей, чтобы они создавали яркие образы.

- Была ли цензура?

- В тот период слово «цензура» имела несколько иной подтекст, чем в наше время. В войне побеждает тот, кто имеет больше информации. Именно поэтому любые подробности о военных действиях и стратегически важных объектах вырезали. В военных условиях любая утечка информации может привести к катастрофическим последствиям, и журналисты Ленинграда об этом прекрасно знали.

Например, вы никогда не встретите в газетах упоминание о порте Осиновец, через который шла водная часть «Дороги жизни». А сама «Дорога жизни» именуется «военно-автомобильная дорога №101». Писать о ней стали только весной 1942 года.

- Какова была роль радио?

- Несмотря на то, что информационную функцию взяли на себя газеты, радио не переставало работать ни на секунду. И это не фигура речи: радиоэфир не прекращался никогда. В отсутствие ведущих включался метроном. Он имел чисто практическое значение: постоянно работающий метроном служил индикатором того, что радиостанция работает, и граждане будут предупреждены о бомбардировке. Случались они чуть ли не каждый день, так что к делу радисты подошли соответственно. При получении сообщения о надвигающейся бомбёжке дежурный на станции ускорял метроном. Плавное, но достаточно заметное изменение привычного ритма позволяло предупредить людей, не создавая лишний ажиотаж и панику.

Записал Михаил Ражев