Порядок обжалования

                                         Порядок обжалования нормативных правовых актов,

                          решений, действий (бездействия) Комитета по вопросам законности,

                                                              правопорядка и безопасности

Общие положения

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный (досудебный) порядок предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу или должностному лицу по отношению к органу или должностному лицу, принявшему решение по обращению или совершившему действия (допустившему бездействие).

Первичное обращение в органы власти производится в виде заявления, т.е. просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критики деятельности указанных органов и должностных лиц.

Если заявление осталось не рассмотрено, органом власти не предоставлен мотивированный отказ в рассмотрении заявления, либо действия органа власти или должностного лица не удовлетворяют обратившегося, то гражданин вправе подать жалобу на бездействие либо на действия органов власти или уполномоченного лица в вышестоящий орган власти (вышестоящему должностному лицу). Так, решения, действия (бездействие) должностных лиц Комитета, например, заместителей председателя Комитета, могут быть обжалованы непосредственно председателю Комитета.

Жалобу можно направить по почте (191060, Санкт‑Петербург, Смольный проезд, д. 1, литера Б), на электронный адрес (zakon@gov.spb.ru – электронная почта Комитета;  www.letters.gov.spb.ru – Единый портал обращений граждан) или передать лично через приемную граждан (Смольный, 4-й подъезд).

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть также обжалованы в суд.

Законодательством Российской Федерации в зависимости от вида правоотношений установлены следующие процессуальные виды судопроизводства по защите нарушенных прав в соответствии с:

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС);

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК);

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК).

Обжалование в порядке административного судопроизводства

Частью 2 статьи 1  КАС установлено, что в порядке, предусмотренном данным кодексом, судами рассматриваются и разрешаются подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод
и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

   об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных служащих.

Общие правила предъявления, содержания и прилагаемых документов к административному исковому заявлению содержатся в статьях 124 – 126 КАС.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Административное исковое заявление, подаваемое лицами, указанным в статье 40 КАС (которые обращаются в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц), должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 КАС.

Подача административного искового заявления облагается государственной пошлиной в размерах, установленных статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

  1. Обжалование нормативных правовых актов и иных решений, принятых Комитетом.

Согласно пунктам 3 и 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются, в частности, издание их органами государственной власти или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц и соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Правила предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 208 КАС.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном КАС, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим предусмотрены статьей 209 КАС.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 КАС, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 КАС дела об оспаривании нормативных правовых актов Комитета рассматриваются Санкт‑Петербургским городским судом в качестве суда первой инстанции.

  1. Обжалование решений, действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц и государственных служащих в порядке, предусмотренном КАС.

Гражданин, организация, иные лица если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности могут подать жалобу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать, или обратиться непосредственно в суд в соответствии с главой 22 КАС.

Правила предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего указаны в статье 218 КАС.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, установлены статьей 220 КАС.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 125 КАС.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа государственной власти или
от вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС. По общему правилу дела в отношении решений, действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц и государственных служащих рассматриваются Смольнинским районным судом Санкт‑Петербурга в качестве суда первой инстанции.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 24 КАС административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц и государственных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС, – по адресу организации, являющейся административным истцом.

Обжалование в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Обжалование (пересмотр) постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с главой 30 КоАП.

В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении (определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 КоАП, вышестоящему должностному лицу (например, председателю Комитета) либо в районный суд по месту рассмотрения дела. 

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа (в конкретном случае – Комитета), от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП. То есть, в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) подается в Комитет, должностному лицу (например, уполномоченному заместителю председателя Комитета), которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящему должностному лицу (например, председателю Комитета), уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 ст. 30.2 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.230.8  КоАП.

Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 КоАП, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы по его просьбе.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП.

Жалобы подаются в кассационные суды общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд, полномочный пересматривать такие жалобы.

Жалоба на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба;

2) сведения о лице, подавшем жалобу;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра, вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе;

7) подпись лица, подавшего жалобу.

К жалобе должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае если жалоба подписана указанными лицами;

4) копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.125.4, 25.11 КоАП.

Обжалование порядке арбитражного судопроизводства (в арбитражных судах)

Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК).

Согласно ч. 4 ст. 4 АПК заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд, в частности:

   с заявлением – по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;

   с исковым заявлением – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений.

1. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

В соответствии со ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями
и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения таких дел установлен ст. 197 АПК.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга (в данном случае – Комитета), должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в главе 24 АПК.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными регламентировано статьей 198 АПК:

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Комитета, его должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными предусмотрены статьей 199 АПК:

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.

Следует отметить, что к компетенции арбитражных судов, в частности, отнесено рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность в связи с ее осуществлением (пункт 3 части 1 статьи 29глава 25 АПК, часть 3 статьи 30.1 КоАП).

2. Особенности рассмотрения дел по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений

Согласно ст. 35 АПК по общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по адресу или ответчика. Таким образом, иски к Комитету предъявляются в Арбитражный суд г. Санкт‑Петербурга (191124,
Санкт‑Петербург, ул. Смольного д. 6).

Требования к форме и содержанию искового заявления регулируются ст. 125 АПК.

К исковому заявлению необходимо приложить ряд документов, указанных в ст. 126 АПК, в том числе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере, определяемом согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 65, пунктом 3 части 1 статьи 126, частью 7 статьи 131 АПК истец и ответчик обязаны приложить к исковому заявлению и отзыву соответственно документы, подтверждающие обстоятельства, на которые они ссылаются, и указать, какие доказательства в подтверждение каких фактических обстоятельств представляются.

По смыслу части 3 статьи 59части 1 статьи 126 АПК к исковому заявлению должны быть также приложены копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего исковое заявление, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, единоличного органа управления организации.

Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в разумный срок (статья 6.1 АПК) на основе принципов, обеспечивающих реализацию задач судопроизводства, определенных в статье 2 АПК, в том числе принципов независимости судей (статья 5 АПК), законности (статья 6 АПК), равенства всех перед законом и судом (статья 7 АПК), равноправия сторон (статья 8 АПК), состязательности (статья 9 АПК), непосредственности, гласности судебного разбирательства (статьи 1011 АПК).

На основании части 3 статьи 59 АПК ведение дела в арбитражном суде, по общему правилу, осуществляется через адвокатов и иных оказывающих юридическую помощь лиц, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Полномочия оказывающих юридическую помощь лиц, не являющихся адвокатами (представителей), на ведение дела в арбитражном суде согласно части 4 статьи 61 АПК должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной
в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, – иным документом. Указанные лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.

Вопросы, связанные с непосредственным рассмотрением дела в арбитражном суде регулируются главой 19 АПК, вопросы, связанные с рассмотрением дел,  возникающих из административных и иных публичных правоотношений, – главой 22 АПК.

Обжалование в порядке гражданского судопроизводства (в федеральных судах общей юрисдикции)

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи – также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими
во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

В соответствии со статьей 22 ГПК суды рассматривают и разрешают за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов, в том числе:

исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

дела, особого производства, указанные в статье 262 ГПК.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных суду общей юрисдикции, и о возвращении заявления в части требований, подсудных арбитражному суду.

Мировой судья, в частности, рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Предъявление искового заявления, заявления, жалобы в суд.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Иск, как правило, предъявляется в суд по адресу организации – ответчика (Комитета). В отдельных случаях иски могут предъявляться иначе. В частности:

иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца – также по месту жительства истца или месту причинения вреда;

иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда – также в суд по месту жительства истца;

иски о восстановлении трудовых прав – также по месту жительства истца;

иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения – по месту исполнения такого договора;

иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по адресу ответчика;

иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков по выбору истца.

Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.

Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 ГПК, не может быть изменена соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 48 ГПК граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. При этом лица, оказывающие юридическую помощь (за исключением адвокатов, действующих на основании ордера), представляют суду документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия (ч. 5 ст. 53 ГПК).

Вопросы доказательств и доказывания в суде регулируются главой 6 ГПК; вопросы, касающиеся непосредственного рассмотрения дела, – главой 15 ГПК.

Размер государственной пошлины для обращения в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям установлены статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

 

Дата изменения: 22 марта 2022