Новую редакцию федерального закона об объектах культурного наследия обсудили в Санкт-Петербурге

19 декабря 2014 г.

Председатель КГИОП С.В. Макаров принял участие в круглом столе, организованном Российской гильдией управляющих и девелоперов, для обсуждения с руководителями и специалистами юридических отделов девелоперских, строительных и инвестиционных компаний, архитекторами и проектировщиками изменений в федеральном законодательстве об объектах культурного наследия, которые вступят в силу 22 января 2015 года.

Участники круглого стола отметили, что принятие Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающего не локальные изменения, а по сути новую редакцию, стало неожиданностью даже для специалистов, а не только для правообладателей объектов культурного наследия.  Санкт-Петербург был привлечен к обсуждению законопроекта лишь на этапе согласительной комиссии. По общему мнению участников, закон содержит ряд противоречий и не учитывает особенности охраны объектов культурного наследия в городской среде.

В частности, закон запрещает капитальное строительство на территории памятника и увеличение объемно-пространственных характеристик уже существующих на ней объектов. Так, необходимые инженерные сооружения, включая трансформаторные подстанции, теперь невозможно размещать на территории памятника, а встраивать их в объект культурного наследия в ряде случаев невозможно. По мнению практикующих архитекторов и юристов, данная норма резко сокращает возможность функционального использования памятника, и приведет в конечном итоге к большему количеству бесхозных уничтожающихся объектов. «Мы в полном тупике», - признали участники дискуссии, и предположили, что спасти ситуацию может только создание параллельного строительного законодательства в области сохранения культурного наследия, допускающего упрощенные требования различных норм (пожарной безопасности, обеспечения условий для маломобильных групп населения и пр.) применительно к памятнику.

Новый порядок оформления охранных обязательств предполагает переход к системе их утверждения в одностороннем порядке. Это, во-первых, повлечет невозможность досудебного согласования условий охранных обязательств, а во-вторых, приведет к исчезновению практики взыскания неустойки, которая в подавляющем большинстве случаев стимулирует выполнение работ по сохранению памятника (размер взыскиваемой неустойки может достигать 2 млн. руб.).

В соответствии  с новыми требованиями любая имущественная сделка в отношении объекта культурного наследия требует указания на наличие охранного обязательства. В центральных районах Санкт-Петербурга подавляющая часть объектов культурного наследия является многоквартирными жилыми домами, и в настоящее время наличие охранного обязательства, заключенного с собственниками отдельных квартир –исключение.

В этой же связи представляются избыточными предлагаемые законопроектом требования о необходимости согласия собственников жилых помещений на посещение объекта с целью проверки.

В соответствии с предлагаемым законом порядком выявление объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, должно проводиться на основании заявления любого лица, включающего лишь сведения о местоположении объекта. В связи с этим выражены опасения, что возможны злоупотребления в рамках имущественных споров (прозвучал термин «градостроительный терроризм»). «Никто не застрахован от того, чтобы неожиданно оказаться владельцем памятника со всеми вытекающими последствиями», - заметили участники дискуссии. КГИОП настаивает на необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы силами аттестованных Министерством культуры специалистов с введением ответственности экспертов за дачу заведомо ложного заключения.

Закон исключает возможность органа охраны памятников выдавать предписание на проведение работ на выявленном объекте культурного наследия: теперь реставрация этой категории памятников – добрая воля правообладателя.

По мнению С.В. Макарова, закон в существующей редакции может создать серьезные препятствия сохранению культурного наследия, и подчеркнул, что данную позицию поддерживают коллеги из Москомнаследия. Председатель КГИОП выразил пожелание, в полной мере разделенное участниками круглого стола, чтобы на закон был наложен мораторий как минимум на двухлетний период.

Справки по тел.: 710-41-17, press@kgiop.gov.spb.ru – пресс-секретарь КГИОП Ксения Черепанова