Государственное регулирование тарифов на 2012 год
В соответствии с действующим законодательством Комитет по тарифам Санкт‑Петербурга устанавливает тарифы для организаций, деятельность которых подлежит государственному регулированию в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, утверждаемых ФСТ России, с календарной разбивкой, предусмотренной тарифной политикой, одобренной Правительством Российской Федерации, с учетом сохранения тарифов на основные виды ресурсов до 01.07.2012 на уровне действующих в декабре 2011 года.
Определяющее влияние на изменение тарифов в 2012 году оказал рост показателей, цен и тарифов, устанавливаемых на федеральном уровне, в том числе:
- оптовой цены на природный газ в среднем за год для промышленных потребителей и для населения — с 01.07.2012 на 115%;
- платы за услуги ОАО «ФСК ЕЭС» с 01.07.2012 на 120% ;
- тарифов на электрическую энергию для населения Санкт‑Петербурга
с 01.07.2012 на 106%;
- индексом роста потребительских цен 105,1%.
Основной составляющей тарифа на электрическую энергию для конечных потребителей (кроме населения) является средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности. При этом государственному регулированию подлежат: тарифы на услуги по передаче электрической энергии и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт‑Петербурга: с 01.01.2012 — составит 0%, с 01.07.2012 — 111%.
Необходимо отметить, что в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии (от 31.08.2006 № 530) постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2011 № 877 внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2012 предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках будут рассчитываться гарантирующими поставщиками по 6 ценовым категориям, а с 01.04.2012 дифференциация тарифов (цен) для одноставочных потребителей по числу часов использования мощности прекращается.
При этом прогнозный темп роста нерегулируемых цен на электроэнергию для конечных потребителей (за исключением населения) составит в 2012 году 107-108%%.
Кроме того, в связи с реализацией требований Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в рамках соблюдения утвержденных графиков предусмотрено поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между группами «Исполнители коммунальных услуг» (население) и промышленными потребителями – группа «Прочие». При этом среднегодовой рост тарифов для «Исполнителей коммунальных услуг» и населения на холодную воду и водоотведение составит 105,1%. В свою очередь, тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей группы «Прочие» в 2012 году сохранены на уровне 2011 года.
С учетом роста составляющих тарифов на федеральном уровне, а также то, что доля природного газа в структуре себестоимости тепловой энергии составляет 40-60%%, с учетом изменения единого социального налога, реализации утвержденных адресных программ капитального ремонта и капитальных вложений, необходимых для надежного и гарантированного теплоснабжения потребителей Санкт‑Петербурга, оптимизации издержек ресурсоснабжающих организаций, рост тарифов на тепловую энергию, реализуемую основными теплоснабжающими организациями ОАО «ТГК-1», ГУП «ТЭК СПб» и ООО «Петербургтеплоэнерго», в среднем по Санкт‑Петербургу с календарной разбивкой составит: с 01.01.2012 — 0%, с 01.07.2012 — 106%, с 01.09.2012 — 105,6%.
При этом, среднегодовой рост тарифов на тепловую энергию не превысит 105%.
Таким образом, на 2012 год тарифы на ресурсы, поставляемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, установлены исходя из следующих темпов роста:
Вид коммунальной услуги |
с 01.01.2012 по 30.06.2012 |
с 01.07.2012 по 31.08.2012 |
с 01.09.2012 по 31.12.2012 |
Среднегодовой рост тарифов в 2012 году |
Тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения |
0% |
106,0% |
105,6% |
105,0% |
Электроэнергия |
0% |
106,0% |
— |
103,0% |
Газоснабжение (природный и сжиженный газ ) |
0% |
115,0% |
— |
107,5% |
Холодная вода, водоотведение |
0% |
106,0% |
106,0% |
105,1% |
Уголь и дрова-швырок |
0% |
106,0% |
105,6% |
105,0% |
Итого |
0% |
106,3% |
104,4% |
104,8% |
С учетом указанных темпов роста тарифов и расходов коммунальных ресурсов, для гражданина, проживающего в квартире с наиболее характерной степенью благоустройства, прирост оплаты коммунальных услуг в расчете на одного человека, проживающего в семье из 3 человек в отдельной квартире, в среднем за 2012 год составит 54,72 руб. в месяц.
Рост размера платы граждан за коммунальные услуги по Санкт‑Петербургу в среднем за 2012 год составит 104,8%, что не превысит определенный поручением Правительства Российской Федерации на 2012 год уровень прироста совокупной платы граждан за коммунальные услуги (при сопоставимых объемах потребляемых услуг): с 01.01.2012 — 0%, с 01.07.2012 не более чем на 12%.
Изменение размера платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма с 01.01.2012 не планируется.
С учетом вышеизложенного, прогнозируемая доля платежа гражданина за коммунальные услуги в среднедушевом доходе 29 566,47 руб. в месяц в 2012 году в среднем составит 5,94% (в 2011 — 5,99%).
В бюджете Санкт‑Петербурга на 2012 год запланирован объем финансирования на возмещение жилищным организациям расходов на оплату тепловой энергии, возникающих вследствие разницы в тарифах на тепловую энергию, установленных для населения и теплоснабжающих организаций, более 6,8 млрд. руб.
Кроме того, для обеспечения социальной защиты граждан, имеющих право на льготы, и граждан, относящихся к категории малообеспеченных (при превышении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг максимально допустимой доли в совокупном доходе семьи), в бюджете Санкт‑Петербурга предусмотрено 12,4 млрд. руб.