Инновации в городской среде. Как это выглядит на практике?

6 апреля 2018 г.

Комитет по тарифам Санкт-Петербурга совместно с СПб ГБУ «Центр тарифно-экспертного обеспечения» проводят активную работу по популяризации инновационной деятельности на территории Санкт-Петербурга, внедрению исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга инновационных изобретений, полезных моделей, отобранных по результатам патентного поиска, расширению традиционных и формированию новых рынков спроса на инновационную продукцию субъектов деятельности в сфере энергетики, строительства, архитектуры, реставрационных работ и развития транспортной инфраструктуры.

Все это направлено на исполнение плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы в рамках деятельности ИОГВ блока жизнеобеспечения Правительства Санкт-Петербурга.

Именно вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, курирующий его, является главным инициатором и вдохновителем организации рабочей группы, деятельность которой в своей основе направлена на реализацию конкурентных преимуществ реального сектора экономики Санкт-Петербурга, создание условий для проведения исследований и разработок, выявления талантливой молодежи, формирование современной системы управления, а также эффективной системы коммуникации.

В прошлом году мы уже рассказывали про конкурс «Инновации в городской среде», в результате которого несколько проектов-победителей были приняты к реализации, а сама идея ежегодного проведения конкурса была поддержана на всех уровнях государственного управления регионом.

В преддверии Конкурса рабочая группа активно продолжает взаимодействовать со всем блоком жизнеобеспечения и выявлять не только потенциально интересные проекты, но и те, которые внедрены в инфраструктуру города.

Так, на прошедшей неделе мы побывали в СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» Санкт-Петербурга, на базе которого был создан Центр управления дорожным движением. Его техническое оснащение программно-аппаратным комплексом уже сегодня позволяет реализовать передовые технологии в управлении транспортными потоками в масштабах всего города, а также осуществляет имитационное моделирование и корректировку режимов работы светофорных объектов в режиме удаленного доступа.

Кроме того, представители Центра рассказали об адаптивном управлении, которое стало первым шагом к объединению разнотипных систем управления в Санкт-Петербурге. Система АСУДД «eDaptiva» была реализована на Васильевском острове еще 2012 – 2013 годах и стала первой в России.

Что представляет собой система? Она собирает данные об интенсивности движения транспорта по всем перекресткам сети, и на основе собранных данных выбирается сценарий из сценарной библиотеки: где какие режимы должны быть, кто с кем должен быть скоординирован и, самое главное, имеет возможность  какие-то сценарии дорабатывать самостоятельно под конкретные задачи, поэтому библиотека сценариев все время развивается.

Кроме того, в ходе экскурсии нам приоткрыли завесу тайны и рассказали о том, какие нововведения ожидают город к Чемпионату мира.

К его началу будут запущены системы приоритетного пропуска транспортных средств, предназначенных для пропуска шаттлов, обслуживающих Чемпионат Мира. Транспорт будет оборудован специальными выносными устройствами, которые, общаясь по GSM-каналу с Центром управления дорожным движением, будут сообщать о своем местоположении в систему автоматизированного управления. Система позволит принимать решение о том, как адаптировать режим работы светофоров по маршруту движения такого автобуса, для того, чтобы он был наиболее удобен и не создавал проблем для остальных участников движения.

Самое главное, что эта инновация останется в городе и после проведения Чемпиона. Планируется, что таким образом будет обеспечен приоритетный пропуск маршрутных транспортных средств по некоторым  магистралям.

В рамках развития инновационных технических решений Центр управления дорожным движением в настоящее время осуществляет анализ транспортных ситуаций на дорогах города и корректировку режимов с использованием телематических данных предоставляемых компанией Яндекс, что существенно повышает актуальность процессов организации дорожного движения и сокращает временные и иные затраты на актуализацию  логистики движения транспорта.

По словам председателя рабочей группы, директора СПБ ГБУ «ЦТЭО» Николая Гаврилова, инновации давно вошли в нашу жизнь, но свое активное развитие и преобразование в отдельное направление получили лишь в последние годы. Наша рабочая группа продолжает исполнять поручение, данное вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным, и проводить работу по внедрению в рамках деятельности ИОГВ блока жизнеобеспечения и подведомственных им предприятий и организаций разработанных стандартов в области интеллектуальной собственности.

«Когда рабочая группа только начала свою деятельность в данном направлении, стало очевидно: для того, чтобы инновации были востребованы, нужна внутриотраслевая конкурентная среда. Только так может появиться что-то действительно стоящее. Кроме того, очень важно, что мы держим курс на импортозамещение, ведь зарубежные решения, как правило, не сочетают в себе всех тех качеств, которые необходимы в наших условиях. Вместе с тем, успех всегда связан с преодолением многих препятствий, поэтому нововведения невозможны без инициативы и настойчивости, значительных затрат в области формирования управленческих, организационных и социальных факторов», - подчеркнул первый заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и участник рабочей группы Гасан Сафаров.