3 ноября - Конференция «Проблемы и перспективы внедрения свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

3 ноября 2015 г.

3 ноября 2015 года Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий (РЦОКОиИТ) собрал специалистов города на VIII Научно-практическую конференцию «Проблемы и перспективы внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях»

Организаторы конференции ставят своей целью поддержку внедрения СПО в образовательных учреждениях Петербурга и использования его в образовательном процессе. Актуальность тематики связана с тем, что программное обеспечение, распространяемое на условиях свободного лицензионного договора, имеет ряд преимуществ перед проприетарным ПО: экономичность, антикоррупционность, безопасность, возможность активного участия отечественных разработчиков в адаптации, внедрении, поддержке и развитии свободных программ.

К участию в конференции пригласили педагогических и административных работников, методистов, разработчиков программного обеспечения – зарегистрировалось более 180 человек.

Началась конференция с заседаний по трём секциям: «Бесплатные интернет-сервисы и облачные технологии в образовании», «Прикладное свободное программное и свободное аппаратное обеспечение» и «Сетевое и системное администрировние».

Далее участников ждали выставка, презентация опыта учебных заведений и мастер-классы по практическому опыту использования СПО в образовательном процессе, которые провели педагоги и специалисты образовательных учреждений, а также представители фирм-разработчиков средств информатизации.

Итог работы конференции подвёл круглый стол.

Один из тех, кто стоял у истоков проведения конференций по СПО в Санкт-Петербурге – Валерий Евгеньевич Ильин. В то время он являлся сотрудником Регионального центра оценки качества образования, ныне преподаёт в Кронштадтском морском кадетском корпусе. Валерий Ильин рассказал, что необходимость широкого распространения опыта по использованию СПО была спрогнозирована в связи с тем, что по окончании срока действия пакета «Первая ПОмощь 1,0», школы должны либо закупать лицензионное программное обеспечение самостоятельно, либо переходить на СПО. Напомним, что тогда все школы получили федеральный пакет бесплатного ПО сроком на 3 года.

«Школы тогда впервые проявили большой интерес к любой информации, связанной с СПО, - вспоминает Валерий Ильин. – Поняв это, Майкрософт существенно снизил цены на закупку своего программного продукта для школ».

Тем не менее, «вопрос готовности государственных образовательных организаций к работе с использованием СПО становится всё более актуальным, - отметила специалист Комитета по образованию Наталия Владимировна Губкова. – Задача всех специалистов, связанных с вопросами информатизации образования – проводить эффективную работу по повышению квалификации педагогов и администрации образовательных учреждений и по популяризации различных программных продуктов, созданных на СПО».

По оценке специалиста РЦОКОиИТ Ивана Анатольевича Туманова, на сегодняшний день около трети школ Петербурга активно используют свободное программное обеспечение в образовательном процессе и администрировании.

Введение ФГОС основного общего образования стимулирует педагогов творчески относится к развитию различных видов деятельности ребенка, выполнению проектных и исследовательских работ. Представленные на секциях доклады презентуют широкий спектр доступных инструментов для решения этих педагогических задач. Немаловажно, что докладчики осознают необходимость комплексного подхода в использовании в образовательном процессе педагогических программных средств, функционирующих на платформе СПО, а также демонстрируют владение современными педагогическими технологиями (например, BYOD – «принеси свое собственное устройство»).

«Благодаря доступности сети интернет, доступности  различных мобильных устройств, развития таких педагогических технологий, как «принеси своё собственное устройство», одной из тенденций в образовании не только у нас в стране, но и в мире, становится развитие командной работы нескольких учеников, целого класса, учеников и учителя, - пояснила специалист РЦОКОиИТ Татьяна Юрьевна Иванова. – В связи с этим большую популярность на Конференции уже второй год имеет секция, связанная с интернет-сервисами, которая знакомит участников с новыми интересными интернет-сервисами, новыми приёмами работы».

На одном из мастер-классов был представлен опыт работы с отечественной разработкой – СПО ONLYOFFICE, которое можно бесплатно и без ограничений установить у себя в школе на свой сервер. В этом случае все данные будут храниться непосредственно в учреждении, а не где-то на сервере за рубежом.

Ещё одним интересным событием стало представление продукта петербургских разработчиков по открытой робототехнике ScratchDuino. Этот свободный образовательный продукт позволяет развивать практически неограниченное техническое творчество у школьников и использовать его как во внеурочной, так и в урочной деятельности. Изучение робототехники привлекает внимание подрастающего поколения к техническому творчеству, формирует инженерное мышление и ответственное отношение к современной цифровой технике. Работа с Робоплатформой ScratchDuino и Цифровой лабораторией ScratchDuino, созданных петербургскими разработчиками, демонстрировалась в рамках выставки и мастер-классов.

По итогам конференции будет выпущен сборник материалов.