Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что сайт работает в тестовом режиме.
Сайт работает в тестовом режиме.

«Петербургская школа: яркий мир детства». Выступление председателя Комитета по образованию Ж.В.Воробьёвой на Городском педагогическом совете

Уважаемые участники городского педагогического совета!

Петербургская школа вновь «на пороге» нового учебного года. Руководители и педагоги уже определили профессиональные планы, которые предстоит реализовать. Для достижения поставленных целей и воплощения планов в жизнь образовательные учреждения взаимодействуют с родителями учеников и социальными партнерами, ориентируются на запрос общества.  Основой совместных действий становятся государственные документы стратегического планирования в сфере образования.

Законодательство задает направления совершенствования содержания образования, подходы к организации воспитания и сопровождения обучающихся, новые форматы работы с педагогическими кадрами для повышения их профессионального уровня. В качестве перспективной задачи в новом майском Указе Президента определено вхождение России к 2024-му году в «десятку» ведущих стран по качеству общего образования. Для решения этой и других задач Правительством и Министерством просвещения России определены механизмы реализации. Сегодня мы рассмотрим работу системы образования Санкт‑Петербурга именно в свете возможностей, которые есть в городе для их решения.

В 2018-м году Россия вступила в Десятилетие детства. Это уникальный по своему замыслу проект! Страна, обращенная к ребенку, заботящаяся о нем, помогающая ему расти – ответственно созидает свое будущее. Как отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев «самая большая цель жизни - увеличивать добро в окружающем нас».

В Санкт‑Петербурге обеспечены условия для предоставления качественного образования детям, подросткам и юношеству. Для этого используются системные решения по поддержке талантливых и одаренных детей, создана эффективная система психолого-педагогической помощи детям и семьям, сохранен уникальный потенциал петербургской системы образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая дистанционное обучение. Особое внимание в этой связи следует уделить практикам психологической помощи и защиты прав детей, в том числе через совершенствование работы служб медиации, работу «телефонов доверия» и в других формах, понятных ребенку.

Правительство Санкт‑Петербурга в феврале этого года одобрило создание на базе системы дополнительного образования распределенной модели выявления и поддержки талантливых и одаренных детей. Модель учитывает лучшие традиции Петербургского образования, органично определяя на этой основе перспективы ее дальнейшего развития. Уверена, что вся эта работа будет способствовать улучшению образованности наших ребят! Показательно, что такое решение принято в год 100-летия российской системы дополнительного образования, которое мы будем отмечать осенью.

Для координации работы на базе Академии талантов создан Региональный центр по выявлению и поддержке обучающихся, проявивших выдающиеся способности, а также добившихся успехов в учебе, науке и творчестве. Сформирован Попечительский совет Регионального центра во главе с Губернатором Санкт‑Петербурга Георгием Сергеевичем Полтавченко. Региональный центр определяет ключевые направления работы, содержание образовательных программ и системы сопровождения одаренных детей. Новым средством поддержки образования также станет реализация Соглашения между Правительством Санкт‑Петербурга и Образовательным фондом «Талант и успех», заключенного в феврале 2018-го года.

В сентябре в нашем городе открывается уникальная по своим возможностям Академия цифровых технологий, которая станет многопрофильным центром развития детского технического творчества и даст импульс подготовке юных петербуржцев для участия в конкурсах и конференциях, в движении WorldSkills Junior, в осознанном выборе инженерных профессий. Это достойный вклад нашего города в решение стратегической задачи по созданию эффективной системы выявления и развития способностей школьников для обеспечения научно-технологического и социально-экономического развития России в 21-м веке. Ресурсы Академии должны стать широко доступны. Полагаю, что руководителям образовательных учреждений города целесообразно ознакомиться с программами Академии для определения возможностей сотрудничества.

Интеллектуальное развитие ребенка должно гармонично сочетаться с нравственным ростом и физическим совершенствованием! Важным условием развития ребенка были и остаются физкультура и спорт. В Санкт‑Петербурге детский спорт стал действительно массовым. Во всех школах города созданы условия для занятий физкультурой и спортом. На базе 437-ми школ (около 65%) открыты спортивные клубы. В их секциях занимаются 96 тысяч ребят. Еще 28 тысяч детей занимаются спортом в учреждениях дополнительного образования. В городе на систематической основе ведется подготовка ребят по выполнению нормативов Комплекса ГТО. Реализуются региональные спортивные проекты «Самбо в школу», «Гольф для всех», «Спортивное ориентирование в школу», «Футбол - школе». В общей сложности 98 процентов школьников охвачены физкультурно-массовой работой. Это высочайший показатель, позволяющий нашим детям чувствовать себя уверенно и комфортно!

Петербургская школа вступила в Десятилетие детства, имея высокую результативность, как надежный фундамент для продвижения вперед. Оценка качества образования остается важным направлением работы педагогов, руководителей и органов управления образованием.

В 2018-м году ЕГЭ сдавали почти 34-е тысячи человек. Экзамен прошел организовано и прозрачно. В течение последних трех лет наблюдается заметный рост количества выпускников, набравших максимальные 100 баллов: если в 2015-м году таких ребят было 153, то сегодня их почти втрое больше – 423! При этом больше всего стобалльных результатов традиционно по русскому языку, а каждый третий выпускник в Санкт‑Петербурге имеет по русскому языку высокобалльный результат. В 2018 году особо хочется отметить химию и литературу.

В целом более 17-ти тысяч участников ЕГЭ показали высокобалльный результат, набрав более 80-ти баллов, то есть каждый 6-й результат ЕГЭ -  высокобалльный. Для сравнения в прошлом году высокобалльным был  каждый 7-й результат.

В прошедшем учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 247 тысяч учащихся. Количество участников регионального этапа составило 3 тысячи 575 человек. В заключительном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 359 петербургских школьников, 183 из которых стали победителями и призерами. Кроме того, 16 школьников одержали победы в олимпиадах по двум предметам.

Результативность участия сборной Санкт‑Петербурга во Всероссийской олимпиаде школьников высока и составила 51 процент. Наибольшее количество дипломов получили учащиеся Президентского физико-математического лицея 239 (59 чел.), Академического лицея «Физико-техническая школа» (19), Аничкова лицея и Академической гимназии имени Фаддеева (6), а также гимназий 155 и 171 Центрального района, школы 4 Василеостровского района, лицея 533 Красногвардейского района и гимназии 116 Приморского района. Поздравляем ребят и их наставников! Каждая победа не только значимое личное достижение, но и яркое событие для Санкт‑Петербурга.

Увеличилось и количество медалистов. 2-е тысячи 73 выпускника петербургских школ в этом году были награждены медалями и почетными знаками «За особые успехи в учении» (2017 год – 1 907, на 166 больше). Отмечу, что 205 из них получили одновременно обе награды. Для них в конце июня был организован традиционный Бал медалистов в музее-заповеднике «Петергоф». В фильме, который открывал педсовет, мы могли видеть и слышать наших ребят: теперь для них бал - это яркое воспоминание.

Образование – сложная система, объединяющая миллионы участников, тысячи процессов и процедур. Очевидно, что и его оценка непроста и не может быть одномерна; важно оценить различные составляющие, что может быть сделано в разных форматах – не ограничиваясь ЕГЭ, олимпиадами и конкурсами.

Следует отметить, что форматы оценки качества становятся разнообразнее – олимпиада Национальной технологической инициативы, международные, национальные и региональные исследования подготовленности школьников, творческие конкурсы и смотры для ребят, занимающихся в системе дополнительного образования, соревнования УорлдСкиллс и демонстрационные экзамены с привлечением работодателей для учащихся учреждений среднего профессионального образования. В разнообразии заложено множество возможностей – прежде всего, возможностей выбора индивидуальной траектории развития для каждого ребенка и проживания им ситуаций успеха, которые делают жизнь интереснее и ярче!

Одним из направлений деятельности Петербургской школы, о котором уже упоминалось, является обучение детей с особыми образовательными потребностями. Сама тема имеет особое социальное значение. Очевидно, что таким ребятам нужны особые условия, и в Санкт‑Петербурге для них создана необходимая здоровьесберегающая образовательная среда. Сегодня на педсовете выступят руководители учреждений, которые реализуют, в том числе, программы для детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями. Они на конкретных примерах представят проводимую в Петербургской школе работу в данном направлении. К этому можно добавить, что в прошлом году активно развивалось конкурсное движение «Абилимпикс», в рамках которого обучающиеся с особыми образовательными потребностями демонстрировали свои профессиональные умения.

Работа каждого педагога и образовательных учреждений в целом всегда была направлена не только на решение обучающих задач, но и на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности ребенка. Эта работа трудна и тесно связана с нарастающими общественными вызовами и особенностями современной молодежи, которую часто определяют, как «цифровое поколение». Сложившиеся в Петербургской школе практики демонстрируют, что эффективными средствами воспитания являются практико-ориентированные и социально-значимые проекты, принимаемые детьми и соответствующие базовым нравственным ценностям.

Как средство развития детских и молодежных инициатив рассматривается деятельность Российского движения школьников. Отмечу, что в 2016-м году количество школ, входящих в состав регионального отделения Российского движения школьников составляло 22, в 2017-м их стало уж 110, а в этом году их - 239!  Я уже не говорю о том, что практически все дети и все школы, так или иначе, участвуют в мероприятиях, организуемых региональным отделением. В апреле этого года прошел первый форум детских общественных инициатив и общественных движений Санкт‑Петербурга. Это вызвало большой интерес у наших детей. Убеждена, что деятельность РДШ может стать реальным воспитательным ресурсом при условии не формального, а заинтересованного и творческого подхода!

Петербургский опыт организации Российского движения школьников признан на Министерством просвещением России. Традиционно в рамках Петербургского международного образовательного форума проводится Всероссийский семинар-совещание для педагогов, организующих деятельность РДШ, участниками представители всех регионов.

Кроме РДШ сегодня хорошо узнаваемы в России и другие детские и молодежные движения. Это «Союз юных петербуржцев», «Юные за возрождение Санкт‑Петербурга», Юнармия, «Юные инспектора движения» и «Клубы юных друзей правопорядка». Интересный опыт детских объединений представлен в Выборгском районе - «Ребята Выборгской стороны», в Колпинском районе - «Созвездие Колпино» и в Московском районе – объединение «Тинэйджер+». Еще более высока активность молодых людей, закончивших школу и имеющих больше возможностей проявить свою гражданскую позицию. Например, движение добровольцев «Наше будущее в наших руках», основанное в 2005-м году по инициативе Комитета по образованию, сегодня объединяет более 5-ти тысяч инициативных молодых людей и девушек более чем из 100 добровольческих команд учреждений среднего профессионального образования. В городе успешно работают Совет старшеклассников и Совет учащейся молодежи. Члены Советов принимают участие в международных, всероссийских, городских событиях и акциях. В 2017-18-м учебном году Совет старшеклассников стал организатором и участником таких известных мероприятий как конференция «Уроки парламентаризма» в Законодательном Собрании Санкт‑Петербурга, акция «Алое небо июня 41-го» и встреча «Узелок на память», посвящённая  годовщине вывода советских войск из Афганистана.

Внимание Петербургской школы к вопросам социальной активности детей и молодежи неслучайно. Новый импульс работе дало объявление 2018-го года в России Годом добровольчества и волонтерства. Сегодня на педсовете выступит выпускник одного из лицеев нашего города, который поделится своим мнением.

Известно, что для решения воспитательных задач наряду с поддержкой социально-значимой активности детей и молодежи, важно правильно организовать взаимодействие школы и семьи. Единое или близкое по смыслам понимание воспитания всеми участниками образовательных отношений позволяет результативно работать с обучающимися. Еще Антон Семенович Макаренко справедливо писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего, люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Школе нужна поддержка семьи. Два основных для ребенка субъекта должны объединиться ради будущего детей, будущего России. В этой связи еще более значимой задачей Петербургской школы становится стремление сверить позиции педагогического и родительского сообществ через прозрачные форматы общения и взаимодействия.

На это сегодня «работают» более тысячи попечительских и управляющих советов образовательных учреждений, Совет отцов Санкт‑Петербурга, Городской Родительский комитет, совместно с которым Комитет по образованию проводит Родительские Интернет-собрания. Реализуется проект «Открытая Академия родительской культуры» и многие другие. В этой работе также важную роль играют проекты самих учреждений, которые объединяют педагогов, детей и их родителей. Таким образом, примеры заинтересованности родителей в улучшении Петербургской школы налицо. Имеющийся потенциал продемонстрирован родителями школьников из Санкт‑Петербурга, которые участвовали в обсуждении стратегии РДШ и представили проект «Семейных квестов» на Форуме родительской общественности РДШ в Оренбурге.

В общем характеризуя вовлеченность родителей в государственно-общественное управление образованием следует отметить, что в Санкт‑Петербурге накоплен значительный опыт и есть широкие возможности для развития кросс-возрастных сообществ (дети и взрослые) и проектной активности.

Санкт‑Петербург представляет ребенку и молодому человеку разноплановые возможности для положительной самореализации. На определенном этапе жизни перед каждым встает вопрос выбора профессионального пути – учебы и в дальнейшем работы. Это ответственный шаг для любого человека, особенно когда выбор делается впервые. Понимая это и осознавая свою ответственность за выпускников, педагоги стремятся знакомить ребят с рынком труда и возможностями, которые представляют учреждения профессионального образования города. Совершенствование этой работы – задача не только учителей, но и руководителей учреждений.

В последние годы у молодежи растет интерес к рабочим профессиям. Многие петербургские ребята продолжают свое обучение после школы в системе среднего профессионального образования, осваивая востребованные городом рабочие профессии. Благодаря поддержке Правительства Санкт‑Петербурга нам удается находить:

- эффективные формы профориентации школьников;

- внедрять новые стандарты и расширять набор программ профессионального образования и обучения;

- участвовать в движении «Молодые профессионалы» WorldSkills;

- переходить на новые формы аттестации выпускников, в том числе в сотрудничестве с работодателями.

В ответ на существующие вызовы расширяется набор профессиональных образовательных программ. За 4 года их количество выросло на 43 и составило более 181-ти. Только в прошлом году открыта подготовка по 19-ти новым направлениям, в том числе «Техника и технологии строительства», «Информационная безопасность», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». Растет контингент учащихся - в прошлом году на обучение поступили 17 тысяч абитуриентов (+1500).

Санкт‑Петербург по итогам федеральных конкурсов включился в проекты «Рабочие кадры для передовых технологий (ТОП-50)» и «Доступная среда». Из федерального и городского бюджетов на проекты выделено около 80-ти миллионов рублей. Проект ТОП-50 обеспечивает внедрение новых образовательных стандартов, обучение компетенциям с использованием лучшего мирового опыта. На базе Колледжа туризма и гостиничного сервиса создана региональная площадка сетевого взаимодействия, которая получит современное оборудование в соответствии с требованиями новых стандартов по ТОП-50 и требованиям стандартов WorldSkills. Охтинский колледж, имеющий успешный опыт организации инклюзивного образования, определен как базовое учреждение, обеспечивающее поддержку среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Внедрение новых образовательных стандартов среднего профессионального образования и новой формы государственной итоговой аттестации потребовало модернизации материально-технического оснащения профессиональных образовательных учреждений. В 2018-м году на приобретение современного оборудования и ремонт учреждений было выделено 544 миллиона рублей, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Работа по созданию современных условий для подготовки специалистов будет продолжена в дальнейшем.

Санкт‑Петербург вошел в число регионов, участвующих в апробации демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования. Такой экзамен открывает выпускникам возможности наряду с дипломом о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills и признаваемый предприятиями, работающими в соответствии со стандартами WorldSkills Россия, а также трудоустроиться уже на этапе выпуска.

Комитет по образованию на протяжении последних лет выступает организатором Открытых региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» WorldSkills Россия, соревнований школьников WorldSkills Junior и конкурса профессионального мастерства «Шаг в профессию». Осенью 2017-го года учащиеся и студенты соревновались по 83-м наиболее востребованным в Санкт‑Петербурге профессиям. По итогам конкурсов сформирована сборная Санкт‑Петербурга, которая совсем недавно успешно выступила на VI-м Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» в Южно-Сахалинске, заняв 5-е место в командном зачете (2017 год – 7 место). Наши ребята были представлены в 23-х компетенциях WorldSkills. Команда завоевала 14 медалей, в том числе 3 бронзовых, 6 серебряных, 5 золотых медалей и получила 3 медальона «За Профессионализм».

Санкт‑Петербург активно включился в движение «Амбилимпикс» недавно - с 2016-го года. И уже в ноябре 2018-го года в Москве состоится
IV Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Амбилимпикс», на котором Санкт‑Петербург представит сборная из 17-ти человек. Команда была сформирована по итогам регионального чемпионата. Надеемся, что ее участие будет таким же успешным, как и команды на Национальном чемпионате WorldSkills. В прошлом году наша команда завоевала 2-е золотых и 1 серебряную медали.  

Оценив опыт Санкт‑Петербурга в развитии профессионального образования, Союз EuroSkills выбрал наш город местом проведения Чемпионата WorldSkills Европа 2022-го года.

Проводимая в городе работа обеспечивает качественное общее образование, знание профессии и рынка труда у выпускников профессиональных образовательных учреждений, что позволяет им уверенно строить свое будущее.

В современном мире высокий профессионализм является одним из слагаемых жизненного успеха человека. Педагогическая практика - не исключение. С педагогом-профессионалом ребенок получает не только хорошее образование, но и бесценный опыт – общения, размышлений и рефлексии. Это очень важно в жизни! Петербургская школа рассматривает профессионализм педагога в широком смысле, основанном не только на требованиях профессиональных стандартов, но и учитывает его этические и нравственные установки, способность проявить педагогическую инициативу, позицию в общественно-профессиональных сообществах.

Многие петербургские педагоги являют собой такие примеры. Тысячи воспитателей и учителей, мастеров производственного обучения ведут инновационный поиск индивидуально или внутри коллективов, работающих над реализацией 147-ми проектов в условиях федеральных и региональных инновационных площадок. Они создают новые программы, разрабатывают технологии, методики и пособия, улучшающие процесс обучения, по-новому организуют образовательную среду для максимальной эффективности работы с обучающимися. Все это не только улучшает качество образования подрастающего поколения, но и развивает профессионализм самих педагогов, который вызывает все больший интерес и признание коллег не только в своем учреждении, но и в городе, в стране и за рубежом.

Прошедший учебный год был отмечен новыми победами педагогов в профессиональных конкурсах. Своими убедительными победами на самых престижных конкурсах наши педагоги подтверждают эту закономерность. Благодаря победе учителя истории Ильи Сергеевича Демакова большой хрустальный пеликан прилетел в Санкт‑Петербург. Финал конкурса «Учитель года России – 2018» пройдет в сентябре в нашем городе.  Уверена, что через три недели мы радушно и гостеприимно примем педагогов всех регионов страны на конкурсных испытаниях.

Триумф нашего педагога на всероссийском конкурсе «Учитель года» – убедительное доказательство того, что Петербургская школа стала ориентиром для всей российской системы образования. И есть все предпосылки к тому, что эта роль и в будущем останется за нами. Об этом говорят результаты и такого престижного конкурса как «Педагогический дебют». Наши молодые педагоги уже давно взяли за правило занимать на этом состязании призовые места. Но в этом году они особенно отличились, победив в 5 из 6 номинаций.

Победителями и лауреатами наши коллеги вернулись домой и с других конкурсов, в том числе, «За нравственный подвиг учителя», «Учитель здоровья России» и «Директор школы». В общей сложности у нас 23 победы в прошедшем году. Педагогов-победителей по праву можно называть интеллектуальной элитой Петербургской школы. Их работа не ограничивается стенами школ – они вносят весомый вклад в развитие системы образования всей страны. Эти победы – результат системной работы по профессиональному развитию педагогов Петербургской школы и поддержки, оказываемой Правительством города. Высокий профессионализм петербургских педагогов, в свою очередь - залог успехов наших учеников в предметных олимпиадах и конкурсах, а также высоких результатов ЕГЭ, о чем уже было сказано сегодня.

Как яркий пример общественно-профессионального диалога по вопросам образования можно рассматривать Петербургский международный образовательный форум. Напомню, что в этому году Форум собрал более 20-ти тысяч гостей и стал крупнейшим за всю историю проведения по числу стран-участниц - их было 29. 25-29-го марта следующего года Форум пройдет в 10-й раз. Тема юбилейного Форума определена как «Современное образование: код эпохи». На площадках Форума планируется обсудить роль и задачи образования как универсального института передачи опыта между поколениями, вопросы сохранения и трансформации базовых ценностей общества в меняющемся мире. Приглашаем официальных партнеров Форума, администрации районов Санкт‑Петербурга и образовательных учреждений, всех присутствующих активно включиться в формирование деловой программы Форума. Как и в 2018-м году Санкт‑Петербург ждет на площадках педагогов и ученых из России и зарубежных стран. Мы уверены, что предложенные тема и формат общения будут интересны широкому кругу профессионалов и общественности.

В заключение выступления можно сказать, что из доклада и представленных отчетных материалов, очевидно, что Петербургская школа в прошедшем учебном году поступательно развивалась. В Санкт‑Петербурге было много сделано для обеспечения качества образования и повышения открытости школы.

Обращаясь к теме педсовета я вспоминаю слова Ювенала о том, что «детству следует оказывать величайшее уважение». Они очень точно характеризуют петербургского педагога, у которого всегда есть стремление сохранить для каждого ребенка яркие впечатления и положительные эмоции Детства!

Разрешите мне поздравить всех педагогов Санкт‑Петербурга с наступающим Днем знаний и началом нового учебного года! Пожелать, чтобы работа приносила удовлетворение, и было больше радости от сопереживания за успехи наших воспитанников и обучающихся. Пусть ваши знания и усилия воплотятся в новых профессиональных достижениях, удача и успех сопутствует каждому из вас и ваша жизнь будет яркой!

Дата публикации:
Поделиться