Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что сайт работает в тестовом режиме.
Сайт работает в тестовом режиме.

Коллегия Комитета по образованию «Роль системы образования в решении задач социально-экономического развития Санкт‑Петербурга». Тезисы выступления председателя Комитета по образованию Ж.В. Воробьевой

2017-й год был успешен для Петербургской школы. Росла эффективность образовательных учреждений, расширялся инновационный потенциал системы образования, были новые победы учащихся и педагогов на различных конкурсах, рос авторитет Санкт‑Петербурга как российского и международного образовательного центра.

Работа Комитета по образованию была направлена на решение перспективных задач, поставленных «майскими» Указами Президента России и стратегией социально-экономического развития России и Санкт‑Петербурга.

Петербургская школа является одной из ведущих в России по многим показателям:

- система объединяет 2 200 государственных и частных детских садов, школ, учреждений дополнительного и профессионального образования;

- в городе растёт численность обучающихся - только за год количество дошкольников увеличилось на 18 тысяч и достигло 262-х тысяч человек, а школьников стало больше еще на 25 тысяч и составило 468 тысяч человек;

- дополнительным образованием охвачены 440 тысяч детей или 88 % юных петербуржцев в возрасте от 5-ти до 18-ти лет, и в сочетании с разнообразием новых образовательных программ это поддерживает за Санкт‑Петербургом статус «столицы дополнительного образования».

Правительством города для обеспечения эффективной деятельности отрасли выделяются значительные финансовые ресурсы. В 2017-м году на реализацию Государственной программы «Развитие образования» было затрачено рекордные 122 миллиарда рублей. Расходы на образование стали крупнейшей статьей бюджета!

В Санкт‑Петербурге удалось на год раньше довести заработную плату работников учреждений дополнительного образования детей до значений, определенных «майскими» Указами Президента России.

Нас радуют результаты проводимой в Санкт‑Петербурге демографической политики, которые в то же время они определяют новые задачи по обеспечению местами в учреждениях образования.

Для сохранения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей 3-х – 7-ми лет только в прошлом году в городе открыто 18 новых детских садов. Напомню, что за последние 5 лет их было введено в строй 67. Новые учреждения открыты в 9-ти районах, в том числе в тех, где ведется активное жилищное строительство. Для сохранения односменного режима обучения в школах в 2017-м году создано более 3-х тысяч мест, в том числе за счет открытия трех новых учреждений.

Традиционно большое внимание в Петербургской школе уделяется повышению комплексной безопасности учреждений. На их подготовку к новому учебному году и отопительному сезону из бюджета Санкт‑Петербурга в прошлом году выделено 7 миллиардов 600 миллионов рублей. Нами многое сделано для обеспечения безопасности в наших учреждениях, но еще многое предстоит сделать! В связи с принятием Правительством России 7-го октября прошлого года постановления № 1235, устанавливающего требования к безопасности всех объектов образования, проведена работа по категорированию всех объектов. В настоящее время определяются объемы и источники финансирования. Принципиально значимым станет то, что во всех наших учреждениях с начала нового учебного года появятся профессионалы, которые обеспечат физическую охрану процесса обучения. В ближайшее время все учреждения будут оборудованы самыми современными инженерно-техническими системами безопасности – видеонаблюдение, контроль доступа, пожарная сигнализация и другими.

Санкт‑Петербург обладает развитой сетью общеобразовательных учреждений, которая позволяет каждому ребенку и его родителям выбрать индивидуальный маршрут обучения. Традиционно петербургские выпускники по окончании школы демонстрируют высокие результаты. В течение трех лет наблюдается заметный рост количества ребят, набравших максимальные 100 баллов на ЕГЭ. Если в 2015-м году их было 153, то в 2017-м уже 337. С отличием закончили школы 1 729 наших выпускников. Почетным знаком «За особые успехи в обучении» награждены 267 человек. Всего награды получили 1 907 ребят или на 300 человек больше, чем годом ранее. Государственная итоговая аттестация в Санкт‑Петербурге проведена на высоком уровне и по оценке Рособрнадзора Санкт‑Петербург является одним из регионов – лидеров по качеству организации и проведения ЕГЭ.

В Санкт‑Петербурге эффективно действует система детских интеллектуальных и творческих состязаний. Ежегодно проводятся этапы всероссийской олимпиады школьников по 24 предметам и региональные олимпиады. В заключительном этапе всероссийской олимпиады прошлого года участвовали 391 учащийся - 199 человек стали победителями и призерами, а 21 из них победили в двух олимпиадах. Это позволяет Санкт‑Петербургу стабильно быть в тройке лидеров российского олимпиадного движения. Наши школьники также стали победителями международных олимпиад по математике, информатике, физике, астрономии и комплексу естественных наук, завоевав 7 золотых, 7 серебряных и 4 бронзовых медалей, что на 8 медалей больше по сравнению с 2016-м годом.

Хочу обратить особое внимание на необходимость развития системы образования опережающими темпами. Юные петербуржцы должны получать не только знания в соответствии с федеральными образовательными стандартами, но и формировать в процессе обучения компетенции и личные качества, определенные как «навыки 21-го века», которые будут полезны им в будущем.

Для этого нужны эффективные технологии обучения и новые образовательные среды. Их созданием занимаются федеральные и региональные инновационные площадки. С каждым годом все больше учреждений Санкт‑Петербурга стремятся получить этот статус. Только в прошлом году началась реализация 29-ти новых проектов. Всего в 2017-м году в городе работали 130 региональных инновационных площадок на базе 164-х учреждений. При этом по итогам конкурса Минобрнауки России 8 учреждений города стали новыми федеральными инновационными площадками на следующие 5 лет - это самый высокий результат среди регионов России.

Возможности получения образования и развития юных петербуржцев в выбранных ими областях существенно расширяет уникальная система дополнительного образования. Санкт‑Петербург является лидером в развитии дополнительного образования детей. Нами накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми и молодежью, созданы специализированные учебно-научные центры и образовательные учреждения. Координатором городской системы выявления и поддержки одаренных детей выступает созданная два года назад по инициативе Губернатора Санкт‑Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко Академия талантов. Мы не останавливаемся на достигнутом и при поддержке Правительства Санкт‑Петербурга сегодня ведется активная работа по созданию инновационных учреждений.

В ближайшее время на базе передаваемой резиденции К-1 на Каменном острове будет создано структурное подразделение Академии талантов, в котором откроются центры «Гуманитарные науки», «Искусство» и «Глобалистика и урбанистика». Роль Академии как регионального центра дополнительного образования еще более усилится работой по реализации недавно заключенного Правительством Санкт‑Петербурга Соглашения с образовательным центром «Сириус».

За последние годы в городе почти в 2 раза возросло количество детей, занимающихся по программам технической и естественнонаучной направленности. Сегодня это 25 % детей, занятых на программах дополнительного образования. С учетом роста интереса детей к этим направлениям, мы создаем новые условия для их развития в учреждениях общего и дополнительного образования.

Принципиально новым проектом является создание «Академии цифровых технологий», которая будет работать по 35-ти направлениям, решая следующие задачи:

– выявление и поддержка одаренных детей в области информационных и цифровых технологий;

– освоение детьми компетенций цифровой экономики;

– развитие инновационных практик научно-технической направленности.

В Академии создаются условия для междисциплинарного образовательного процесса, направленного на подготовку кадров, отвечающих требованиям Индустрии 4.0. Для этого разработана инфраструктура цифровой экосистемы, созданы своеобразные «испытательные полигоны» – центры сборки, тестирования и эффективного применения кросс-отраслевых технологий формирования «навыков 21 века». Особенностью Академии также является организация детского технопарка «Универсал» включающего в себя Кванториумы: Автоквантум, Аэроквантум, IT-квантум, Космоквантум, Промдизайн, Робоквантум, Энерджиквантум и Лазерквантум.

С сентября 2018-го года впервые откроет двери для детей с способностями в технической сфере Инженерно-технологическая школа 777 на 2 тысячи мест. Учебные кабинеты будут оснащены уникальным проекционным, интерактивным и инженерным оборудованием. Самые передовые лаборатории для проведения занятий по химии, физике, биологии, специализированные мастерские инженерного черчения, использующие технологии дополненной реальности позволят реализовать программы обучения с 10-ю самыми востребованными кафедрами лучших ВУЗов Санкт‑Петербурга и России. Отделение дополнительного образования школы на 6 тысяч мест будет обеспечено мастерскими фьюзинга, гончарного дела, мехатроники и робототехники. Обучающиеся будут готовиться к освоению инженерных профессий, связанных с информационным моделированием зданий и сооружений, 3D-дизайном и прототипированием, основами работы на станках с ЧПУ, разработкой и созданием робототехнических систем, созданием и программированием элементов «умного дома», «Интернет-вещей» и другими. В учреждении также предусмотрен уникальный формат «семейной школы»: суббота и воскресенье будут наполнены программами, в которых заняты дети совместно с родителями.

Мы считаем, что наш город обладает развивающейся распределенной моделью работы с одаренными детьми, позволяющей выявлять, развивать и поддерживать их, эффективно используя имеющиеся ресурсы.

С января этого года и частные организации города, реализующие программы дополнительного образования, смогут получать субсидии из бюджета. Это сделает их услуги доступнее, расширит предлагаемый детям выбор программ, а также позволит лучше использовать городское пространство в образовательных целях.

Все элементы системы дополнительного образования объединены в единую концепцию развития, которая утром была представлена и одобрена на заседании Правительства Санкт‑Петербурга. Это делается для поддержания роста образовательных ресурсов на фоне активности регионов в сфере дополнительного образования. Мы будем делать все для сохранения лидерства по этому направлению.

Роль образования в обеспечении устойчивого развития Санкт‑Петербурга наиболее отчетливо видна на примере среднего профессионального образования. Сегодня наши учреждения ориентированы на подготовку тех специалистов, которые востребованы на рынке труда. Сформирован перспективный государственный заказ на подготовку рабочих и служащих в 2017-2019-м годах. В соответствии с потребностью предприятий города только в прошлом году открыта 21 новая профессия и специальность, в том числе «Радиотехнические и информационные системы», «Электрик судовой» и другие. С 2017-го года для подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий 25 учреждений приступили к реализации программ по стандартам СПО ТОП-50. Например, «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», «Информационные системы и программирование», «Технология эстетических услуг» и другие. Тесные связи системы СПО с работодателями позволили так выстроить нашу работу, что базовые предприятия осуществляют переподготовку и повышение квалификации своих работников на базе наших учреждений.

Санкт‑Петербург включился в пилотную апробацию организации и проведения демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации по программам СПО, в которой приняли участие 5 учреждений по 5 компетенциям. В этом году впервые в штатном режиме такая аттестация пройдет в Колледже водных ресурсов, а еще в 11 учреждениях будет организован демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills.

Включение петербургской системы СПО в движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills) стало мощным стимулом для ее развития. Для обсуждения и анализа имеющегося потенциала новой системы в ноябре прошлого года в «ЭкспоФоруме» прошла выездная коллегия Комитета по образованию при широком участии работодателей. Сегодня компетенции движения «Молодые профессионалы» стали основой для проектирования новых программ в профессиональных образовательных учреждениях.

Наша работа и успешный опыт проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) позволили Санкт‑Петербургу претендовать на право проведения в 2022-м году чемпионата Евроскиллс. Недавний инспекционный визит убедил европейских экспертов в том, что город готов принять соревнования столь высокого уровня. Официальная заявка будет представлена на Генеральной Ассамблее WorldSkills Europe 7-го марта в Будапеште.

Еще одним форматом WorldSkills, который представляет собой новый подход к организации профориентации школьников Санкт‑Петербурга можно определить движение WorldSkills Junior. Созданная недавно Академия цифровых технологий Санкт‑Петербурга станет новым координационным центром движения WorldSkills Junior и позволит сделать следующий шаг в развитии.

Уже сейчас, несмотря на менее чем трехлетнюю историю нового движения, в городе в опережающем режиме разрабатываются 33 компетенции, в то время как в России официально их принято всего 20. В 2017-м году на Открытом чемпионате Санкт‑Петербурга «Молодые профессионалы» состязания WorldSkills Junior проводились в 16 компетенциях, в которых были представлены 40 учреждений. Этот чемпионат посетили 35 тысяч школьников, которые смогли увидеть работы своих сверстников. Многие из выступавших на чемпионате имеют высокие результаты, признанные на всероссийском и мировом уровне. На V Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс Россия команды Санкт‑Петербурга заняли 1 места в компетенциях «Прототипирование 14+» и «Электроника 14+». На презентационных соревнованиях школьников по стандартам WorldSkills Junior 44-го чемпионата мира WORLDSKILLS в Абу-Даби Дарья Фрадкина - учащаяся Центра технического творчества Московского района, завоевала золотую медаль в компетенции «Графический дизайн».

Комитет по образованию целенаправленно работает над совершенствованием условий для отдыха и оздоровления разных категорий детей, повышает качество содержания программ в детских оздоровительных лагерях. Правильная организация детского отдыха наравне с эффективной системой дополнительного образования – важное условие для развития личности ребенка!

Санкт‑Петербург имеет устойчивую положительную динамику финансирования детского отдыха. В прошлом году на эти цели было выделено 2 миллиарда 200 миллионов рублей. Количество путевок в детские оздоровительные учреждения в 2017-м году выросло на 5 с половиной процентов и превысило 160 тысяч.

В летнюю оздоровительную кампанию в 375-ти оздоровительных учреждениях на территории Санкт‑Петербурга, Ленинградской области, Краснодарского края, Республики Крым и других регионов в программы отдыха были включены почти 192-е тысячи детей, что на 4,3 % больше, чем годом ранее.

В 2017-м году продолжалось использование сертификата для категории «дети работающих граждан». Сертификат подтверждает право родителя на оплату части стоимости путевки в самостоятельно выбранную им организацию отдыха и оздоровления за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга. Опыт показывает, что это эффективное средство обеспечения адресности мер социальной поддержки. С 2017-го года впервые сертификаты также получили дети, относящиеся к категории «дети из спортивных и (или) творческих коллективов в случае их направления организованными группами в организации отдыха». Также впервые дополнительно на базе комплекса «Зеленый огонек» был организован отдых для 64-х детей, больных целиакией. Это стало возможным благодаря внесению изменений в Социальный кодекс Санкт‑Петербурга и опыт в данном направлении стал инновационным.

В Санкт‑Петербурге сложилась система создания уникальных программ и проведения тематических смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей. Такие смены являются не только образовательным ресурсом, но и средством мотивации и привлечения ребят как к новым практикам и повышению их социальной активности.

В загородном центре «Зеркальный» прошел традиционный обучающий майский слет вожатых детских оздоровительных лагерей. Участниками стали 600 студентов Герценовского университета и педагогических колледжей Санкт‑Петербурга. Также был проведен слет вожатских отрядов «Вожатское лето spb.ru», в котором участвовало 30 команд из Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.

Новым направлением работы с детьми в летний период стал проект Академии талантов Санкт‑Петербурга «Медиа Экспресс», в рамках которого создана социальная видеореклама по темам «Экология души», «АнтиТЕРРОР» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Важным достижением 2017-го года можно считать победу учреждений, реализующих программы отдыха и оздоровления детей, в 4-м Всероссийском конкурсе программ и методических разработок. По итогам конкурса в число победителей вошли 7 организаций Санкт‑Петербурга, 5 из которых являются государственными учреждениями. Всего Минобрнауки России признало 12 программ Санкт‑Петербурга победителями.Известно, что ведущим субъектом образовательного процесса является педагог – профессионал своего дела, способный мотивировать учащихся к обучению и развитию, человек высоконравственный и обладающий широкой эрудицией. Развитию профессионализма педагогов Комитет по образованию всегда уделял особое внимание. На уровне города мы ищем комплексные решения в работе с педагогами, и это приносит свои результаты.

Профессионализм петербургских педагогов подтверждается на всероссийских конкурсах «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Учитель здоровья», «Сердце отдаю детям» и многих других. На таких конкурсах в прошлом году Санкт‑Петербург успешно представили 12 победителей, 6 лауреатов и 1 призер.

Обладателем «Большого пеликана» Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2017» стал учитель истории гимназии 116 Приморского района Илья Сергеевич Демаков. Правительством Санкт‑Петербурга впервые учреждена премия абсолютным победителям Всероссийских конкурсов «Учитель года России» в размере 3-х миллионов рублей и Илья Сергеевич стал первым обладателем этой награды. Всего же в прошлом году 461 педагог и руководитель образовательных учреждений получили премии Правительства Санкт‑Петербурга на сумму 39 миллионов рублей.

Любая деятельность требует анализа и оценки. В нашем городе сложились разные формы этой работы: региональные исследования качества образования, рейтинги общеобразовательных учреждений, включение учреждений в независимую оценку качества, условия которой определены законодательством, и многие другие.

В рейтинги ТОП-500 «Лучшие школы России» с каждым годом входят все больше петербургских школ. Среди пятисот лучших – их 32-е, а первое место третий год подряд удерживает Президентский физико-математический лицей 239. Надо отметить, что наши школы достойно представлены не только в общем, но и в предметных рейтингах – школы Санкт‑Петербурга отмечены в них 91 раз.

В городе в прошлом году завершена апробация модели независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и проведена оценка 1 294-х организаций. Таким образом, за три года достигнут 100-процентный охват независимой оценкой государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении органов власти Санкт‑Петербурга.

Важным элементом оценки нашей работы является суждения о ней, получаемые от наших коллег из других регионов страны и из-за рубежа. Комитет по образованию активно развивает сотрудничество в сфере образования с международными и региональными партнёрами - в настоящее время нами реализуется более 35-ти соглашений. В тоже время образовательные учреждения Санкт‑Петербурга имеют более 700 партнеров из 30-ти стран мира.

Наиболее тесные партнерские связи сложились у нас с коллегами из Австрии, Армении, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Киргизии и Финляндии. Новые партнеры появились в Молдавии, Словении и Хорватии. Петербургские школы на региональном уровне работают в условиях ассоциации со школами Бишкека и Еревана, а также школами в разных городах Финляндии. На расширение сотрудничества педагогов «работает» Петербургский международный образовательный форум, который много лет является крупнейшим событием в системе образования, а с прошлого года приобрел международный статус.

Система образования Санкт‑Петербурга всегда отличалась открытостью. Мы постоянно работаем в тесном контакте с федеральными и региональными СМИ, будучи уверенными в том, что петербуржцы должны понимать наши задачи, быть в курсе нашей работы и гордиться достижениями наших учащихся и педагогов!

В заключение своего выступления, представляющего итоги 2017-го года, можно сказать, что и впереди у нас много необычайно важных и интересных событий:

- дискуссии Петербургского международного образовательного форума, на который соберутся десятки тысяч представителей регионов России и зарубежных стран;

- представление лучшего опыта Петербургской школы на 5-м Московском международном салоне образования;

- замечательные праздники выпускников «Алые паруса» и «Бал медалистов»;

и еще множество других, которые нам предстоит провести вместе.

Успешное решение стоящих перед нами сегодня задач – залог устойчивого социально-экономического развития Санкт‑Петербурга завтра!

Дата публикации:
Поделиться