Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 января 2008 года N 124-р


Об утверждении Концепции создания службы здоровья
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

     
     
     В целях оптимизации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга, совершенствования ее научно-методического обеспечения, в соответствии с п.8.1 Плана мероприятий на 2007 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2001", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2006 N 1532, и решением Координационного совета по модернизации образования при Комитете по образованию от 25.01.2008 (протокол N 3):
     

     1. Утвердить Концепцию создания службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.
     

     2. Рекомендовать образовательным учреждениям Санкт-Петербурга при организации здоровьесберегающей деятельности использовать технологии создания и функционирования службы здоровья в образовательных учреждениях, изложенные в Концепции.
     

     3. Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования обеспечить методическое сопровождение реализации Концепции в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
     

     4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета Н.Г.Путиловскую и заместителя председателя Комитета Ю.В.Соляникова по принадлежности вопросов.
     
     

Председатель Комитета
О.В.Иванова


Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 31.01.2008 N 124-р

    
    
Концепция создания службы здоровья в образовательных
учреждениях Санкт-Петербурга


Введение

     
     Концепция создания службы здоровья в образовательных учреждениях (далее - ОУ) Санкт-Петербурга (далее - Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и приоритеты обеспечения здоровья в системе образования и является системообразующим основанием достижения нового качества образования и повышения качества жизни подрастающего поколения.
     
     Служба здоровья ОУ (далее - СЗОУ) - это организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни. Служба здоровья (далее - СЗ) может быть создана во всех типах ОУ. Ее создание не предполагает кардинального изменения штатного расписания ОУ, так как в состав службы входят уже работающие в образовании специалисты; штатно-организационная структура СЗ определяется администрацией ОУ.
     
     Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации и Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актах, направленных на защиту здоровья граждан и определяющих ответственность ОУ за здоровье обучающихся, воспитанников и работников. В ней учтены результаты научных исследований и опыт обеспечения здоровья в ОУ Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Концепция опирается на приоритетные направления развития Санкт-Петербурга и санкт-петербургской системы образования, главной целью которой является достижение высокого качества образования, тесно связанное с такими категориями как развитие, самореализация, здоровье, благополучие.
     
     Концепция и методические материалы, необходимые для ее реализации, могут служить основой для создания и функционирования СЗОУ в региональной системе образования.
     
     

1. Анализ опыта обеспечения здоровья в системе
образования Санкт-Петербурга

     
     Сформулированные в настоящем документе концептуальные положения основаны на результатах обобщенного анализа опыта обеспечения здоровья в ОУ Санкт-Петербурга.
     
     Исследования показывают, что в системе образования Санкт-Петербурга накоплен значительный и разнообразный опыт решения этой проблемы. Однако неблагоприятная тенденция в здоровье обучающихся свидетельствует о недостаточной результативности этой работы, которая определяется следующими причинами.
     
     Большинство ОУ реализует отдельные компоненты деятельности по обеспечению здоровья обучающихся, при этом отсутствие системной работы сказывается на ее общей результативности. Наиболее полно данная работа ведется в ОУ, которые провозглашают здоровье детей и подростков в качестве приоритетной цели своей инновационной деятельности.
     
     В санкт-петербургской системе образования неоднократно создавались различные службы, построенные на основе взаимодействия профильных специалистов: впервые в Российской Федерации в 1994 году в городе была создана валеологическая служба (в 2000-2001 гг. она была практически свернута), в настоящее время функцию обеспечения здоровья в ОУ частично осуществляет психологическая служба. Однако доминирование одного профильного специалиста не может обеспечить системного решения проблемы. Опыт взаимосвязанной работы профильных специалистов в системе образования накоплен также в районных психолого-педагогических медико-социальных центрах; однако деятельность внешней по отношению к ОУ структуры неизбежно имеет преимущественно коррекционный характер и не может обеспечить системную работу конкретного ОУ по обеспечению здоровья обучающихся.
     
     На преодоление разобщенности ОУ в данной сфере направлен также опыт сетевого взаимодействия инновационных ОУ при научно-методическом сопровождении, осуществляемом государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования: деятельность ОУ-лабораторий, из которых 5 ОУ совместно реализуют направление "Здоровьесберегающая образовательная среда"; участие 13 ОУ Санкт-Петербурга в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (направление "Валеологическое сопровождение инновационной деятельности ОУ").
     
     Анализ санкт-петербургского опыта показывает, что решение проблемы здоровья обучающихся в ОУ требует упорядочения опыта ОУ; консолидации ОУ, межведомственных и междисциплинарных структур и специалистов; постоянного научно-методического сопровождения деятельности ОУ по обеспечению здоровья обучающихся и включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования.
     
     

2. Основные результаты эксперимента по апробации
организационно-функциональной модели службы здоровья
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

     
     Выявленные проблемы стали основанием для проведения эксперимента по апробации организационно-функциональной модели СЗ в ОУ Санкт-Петербурга.
     
     Уникальность эксперимента определялась его сетевым и межведомственным характером, взаимодействием органов управления образованием и здравоохранением, привлечением высококвалифицированных специалистов из научных и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. ОУ, участвовавшие в эксперименте, имели разные стартовые возможности для создания СЗ: они находились в разных районах города, имели разное материальное и ресурсное обеспечение, различный опыт деятельности по обеспечению здоровья обучающихся.
     
     В ходе эксперимента разработано и апробировано научное, методическое и информационное обеспечение создания СЗОУ:
     

     1. Проекты правовых актов ОУ, позволяющих создать СЗОУ: примерное положение о СЗОУ; рекомендации к функциональным обязанностям специалистов; рекомендации к разработке внутришкольных локальных актов, обеспечивающих деятельность СЗ в зависимости от условий конкретного ОУ.
     

     2. Образовательная программа подготовки команды специалистов СЗОУ в рамках долгосрочного повышения квалификации на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - СПбАППО) и государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургская медицинская академия постдипломного образования".
     

     3. Методическое обеспечение технологии создания и функционирования СЗОУ.
     

 go_down.gif Следующая часть документа