Транспорт

Санкт‑Петербург является крупнейшим транспортным узлом России, через который осуществляются международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта. На территории города имеются все виды транспортной инфраструктуры: автомобильные дороги, сеть железных дорог, речной и морской транспорт, аэропорт, нефте- и газопроводы.

Большой порт Санкт‑Петербург обеспечивает транспортировку большей части международных грузов по направлению «Россия-ЕС». По территории Санкт‑Петербурга проходят два евроазиатских транспортных коридора – «Север-Юг» и «Транссиб», а также панъевропейский коридор № 9. Благодаря транспортно-логистическому комплексу (ТЛК) Санкт‑Петербурга обеспечиваются экспорт товаров российских предприятий и поставка импортных товаров народного потребления, комплектующих и оборудования для всех отраслей промышленности страны. ТЛК Санкт‑Петербурга является одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения города, от функционирования которой зависят качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики и возможности использования градостроительного и социально-экономического потенциала.

Развитие ТЛК является одним из главных приоритетов политики Правительства Санкт‑Петербурга. ТЛК объединяет внешний и городской транспорт, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии при оказании транспортно-логистических услуг в интересах Санкт‑Петербурга, а также при оказании этих услуг на территории Санкт‑Петербурга в интересах иных субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и зарубежных государств. Сегодня Санкт‑Петербург реализует стратегию развития ТЛК, которая определяет цели и задачи развития ТЛК на период до 2030 года, устанавливает целевые показатели развития ТЛК.

Общий объем услуг организаций транспорта в 2010 году составил 335,0 млрд рублей и в действующих ценах увеличился по сравнению с 2009 годом на 14,1 %. В первом квартале 2011 года общий объем составил 74,1 млрд рублей и u1074 в действующих ценах увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,2 %.

Объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности в 2010 году составил 12,5 млн тонн и уменьшился по сравнению с 2009 годом на 16,3 %, грузооборот – 4,2 млрд тонно-км и увеличился в 1,8 раза. В первом квартале 2011 года объем перевозок увеличился на 24,2 %, а грузооборот увеличился в 1,5 раза.

По данным Петростата, объем перевозок грузов крупными и средними организациями транспорта (без учета железнодорожного) в 2010 году составил 98,3 млн тонн (106,2 % к уровню 2009 года), грузооборот – 62,5 млрд тонно-км (101,8 %). За первый квартал 2011 года объем перевозок составил 24,9 млн тонн (99,4 % к первому кварталу 2010 года), грузооборот – 13,4 млрд тонно-км (100,4 %).

Железнодорожный транспорт

По объему железнодорожных грузоперевозок Санкт‑Петербург занимает второе место после Московского железнодорожного узла. Санкт‑Петербургский железнодорожный узел связывает Россию с Финляндией и Эстонией. В нем сходятся 10 железнодорожных направлений. Основу железнодорожного узла составляют 5 железнодорожных вокзалов. Железная дорога обладает развитой производственной базой для обеспечения полного цикла основной и вспомогательной деятельности.

Железнодорожный транспорт представлен в основном монополистом в данной сфере – «Октябрьской железной дорогой» (филиал ОАО «Российские железные дороги»).

Железнодорожным транспортом в целом за 2010 год по Октябрьской железной дороге отправлено 100,4 млн тонн грузов (113,3 % к 2009 г.), за первый квартал текущего года – 22,8 млн тонн (102,7 %).

Индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2010 года составил 123,5 % к декабрю 2009 года (97,7 % – годом ранее).

Морской транспорт

В 2010 году стивидорными организациями, осуществляющими деятельность в акватории Большого порта Санкт‑Петербург, выполнены работы по переработке 58,1 млн тонн грузов, что составило 115,0 % к уровню 2009 года. По объему переработанных грузов лидирует ЗАО «Первый контейнерный терминал» (13 млн тонн) и СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (12,2 млн тонн). В структуре переработанных грузов приоритет остается за контейнерами – 32,7 % и нефтепродуктами – 28,1 %.

В течение января – марта 2011 года отмечался рост объема переработки грузов: стивидорными организациями выполнены работы по переработке 11,8 млн тонн грузов (105 % к уровню января – марта 2010 года). По объему переработанных грузов лидирует ЗАО «Первый контейнерный терминал» (2,2 млн тонн), СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (1,5 млн тонн), ОАО «Петролеспорт» (1,9 млн тонн). В структуре переработанных грузов приоритет остается за контейнерами – 40,3 % и нефтепродуктами – 20,9 %.

В посткризисный период усиливается тенденция роста темпов контейнеризации грузов. После 2015 года основное увеличение грузооборота будет достигнуто за счет развития аванпортов в рамках реализации Концепции развития перспективных районов Большого порта.

Воздушный транспорт

В настоящее время в Санкт‑Петербурге реализуется Концепция развития воздушного транспорта. Основой Концепции является отраслевая схема развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Санкт‑Петербурга на период до 2015 года с прогнозом до 2025-го.

Основная задача отраслевой схемы – формирование на территории Санкт‑Петербурга транспортного авиационного узла, включающего в себя аэропорт Пулково, аэродром Левашово, аэродром Бычье Поле, объекты аэронавигационного обеспечения полетов, связи с воздушными судами и контроля воздушного пространства. В соответствии с отраслевой схемой, предполагается размещение 23 объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории 12 районов Петербурга. Предусматривается также развитие аэродрома на острове Котлин для обслуживания легкой и сверхлегкой авиации.

В городе предполагается размещение 19 объектов, формирующих городскую опорную сеть вертодромов. Вертолетные площадки появятся на зарезервированных участках площадью 0,65-0,7 га около СКК на проспекте Гагарина, рядом с пассажирским портом «Морской фасад» на Васильевском острове, на развязках КАД в Парголово, Шушарах, на Ржевке, на пересечении кольцевой дороги с Софийской улицей, Пискаревским, Шафировским проспектами, Таллинским и Краснофлотским шоссе. Еще 7 посадочных площадок будут оборудованы рядом с ведущими городскими учреждениями здравоохранения. При этом при строительстве инфраструктуры городского воздушного транспорта, в первую очередь, будут учитываться вопросы безопасности жителей северной столицы. Параллельно с созданием этих объектов будет введена в действие единая система организации воздушного движения.

Также существует необходимость резервирования площадей для строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Пулково. Соглашение об этом с правительством Ленинградской области планируется подписать в ближайшее время. Также в рамках реализации отраслевой схемы планируется развитие городской опорной сети вертодромов и посадочных площадок общего пользования.

Пассажирский транспорт

На сегодняшний день маршрутная сеть пассажирского транспорта Санкт‑Петербурга состоит из:

  • 5 линий метрополитена (протяженность эксплуатационного пути – 110,3 км, 64 станции, 69 вестибюлей, и 7 пересадочных узлов);
  • 39 трамвайных маршрутов;
  • 44 троллейбусных маршрутов;
  • 351 автобусный маршрут с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах;
  • 330 автобусных маршрутов с посадкой и высадкой в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте;
  • сети железной дороги (80 станций и остановочных пункта пригородного пассажирского хозяйства в черте административных границ Санкт‑Петербурга).

Таксомоторные перевозки:

  • 85 юридических лиц и индивидуальных предпринимателя, заключившие договор с Комитетом по транспорту, общее количество таксомоторов индивидуального пользования составляет – 1645 автомобилей, оборудованных единым опознавательным знаком «Такси Санкт‑Петербурга».
  • социальное такси – 33 таксомоторных компании, количество аккредитованных автомобилей составляет 1178 единиц.

Организациями городского пассажирского транспорта Санкт‑Петербурга за 2010 год перевезено 1998,9 млн пассажиров, что составило 99,8 % к 2009 году. За первый квартал 2011 года организациями городского пассажирского транспорта перевезено 495,8 млн пассажиров, что составило 98,4 % к аналогичному периоду прошлого года. В структуре пассажироперевозок доминирует метрополитен (2010 – 38,8 %; I кв. 2011 – 37,8 %).

Дата изменения: 16 апреля 2015