Ставка на синергию (интервью журналу «Строительство и городское хозяйство»)

5 августа 2015 г.

Оригинал публикации 

Выступая на V съезде строителей СЗФО, губернатор Санкт-Петербурга подчеркнул, что строительная отрасль является одной из ключевых в экономике как Северо-Западного региона, так и всей России. В преддверии профессионального праздника строителей Георгий ПОЛТАВЧЕНКО ответил на вопросы нашего корреспондента относительно перспектив развития отрасли в ближайшем будущем.

 

- Георгий Сергеевич, вы не раз отмечали, что за счет синергетического эффекта строительная отрасль вносит огромный вклад во все сферы жизни, является своеобразным локомотивом развития экономики...

- В Петербурге около 40% всех заказов в системе государственных закупок связано со строительством. Это дает возможность загружать мощности сотен предприятий и компаний, создает предпосылки для стабилизации и роста экономики. Добавьте сюда сотни тысяч наших горожан, которые трудятся на строительных объектах, в проектных организациях, на производстве строительных материалов, то есть  напрямую живут за счет отрасли. А еще тысячи покупателей жилья, благодаря которым город продолжает строиться даже в самые сложные времена. Кроме того, крупнейшие застройщики несут важную социальную нагрузку. Они за свой счет строят и безвозмездно передают городу социальные объекты – детские сады и школы. Поэтому сомневаться в том, что строители самым серьезным образом влияют на экономику города, нет никаких оснований.

 

- Строители за свой счет возводят детские сады и школы, в последнее время им предлагают инженерную инфраструктуру тоже строить за свой счет. Но разве это не долг государства? Должен ли бизнес за счет собственных средств строить вышеуказанные объекты? Ведь, в конечном счете, платить за них приходится покупателям жилья. В том числе - городу, который приобретает квартиры для очередников.

- К концу благополучного для Петербурга десятилетия, я имею в виду с 2001 по 2011 год, за городом накопилось обязательств по строительству инфраструктуры на два годовых бюджета. А ведь это были годы, когда городская экономика росла самыми высокими темпами в стране. Как думаете, какой была бы эта цифра сейчас, если бы мы продолжали следовать тем же курсом при сокращении темпов роста?

Еще до санкций Президент России расставил точки над «i», сказав, что возврат к докризисной модели роста экономики невозможен. И это касается всех сфер жизни, в том числе – строительства. Споров и обид было много. Но, в конце концов, разум и ответственность возобладали над эгоизмом отдельных застройщиков. И тогда – с согласия самих застройщиков -- в городе были установлены новые правила. Застройщики либо сами строят инфраструктуру на определенных условиях, либо делают добровольные взносы, если на их земельных участках детский сад или школу построить уже невозможно физически. И город на эти деньги обеспечивает инфраструктурой соседние территории. Такой подход хотя бы оградит Петербург от появления новых микрорайонов, в которых нет ни дорог, ни школ, ни детских садов, ни мест для отдыха.  

 

- Убедили. Тем не менее, на последнем Съезде строителей вы объявили, что в ближайшей перспективе город вместо покупки жилья для очередников, будет строить его самостоятельно. Почему приняли такое решение?

- Причина лежит на поверхности: строить самостоятельно дешевле. Президент РФ назвал строительство за бюджетный счет одним из главных резервов экономии средств для бюджета. Это очевидно, если  сравнить стоимость квадратного метра при строительстве бюджетного жилья в Петербурге и в случае его закупки. Закупочная цена, установленная  по нормативам для нашего города, в начале 2015 года составляла порядка 57 тыс. рублей за квадратный метр. А самостоятельно мы можем строить по 44 тыс. рублей за метр. Как видите, разница существенная.

 

- Тогда почему не строили раньше?

- Потому что у нас не было готовых участков земли, обеспеченных проектами планировки и межевания. На настоящий момент мы зарезервировали достаточное количество подготовленных и сформированных участков, на которых можно вести бюджетное строительство. Поэтому со следующего года планируем более активно строить жилье сами. Надеюсь, сможем возводить от 200 до 500 тыс. кв. м в год. Хотя покупать жилье мы тоже будем. И не только потому, что квартир городу нужно много, чтобы обеспечивать жильем всех тех, кого мы должны обеспечиваться по закону. Но в условиях нестабильного рынка госзаказа на строительство жилья - это реальная финансовая поддержка застройщиков.

 

- В последнем ежегодном отчете Законодательному собранию Вы упомянули, что в 2014 году было построено рекордное количество жилья – 3,2 млн кв. м, а также 177 объектов коммунального и транспортного строительства, 28 объектов здравоохранения, физической культуры и спорта, 18 объектов образования. При этом Вы признали, что «сохранить такие объемы в текущем году, вряд ли, получится». Почему?

- Ну, прежде всего, потому что участникам рынка нужно время, чтобы привыкнуть к новым ценам на стройматериалы, все хорошенько просчитать и перестроить механизмы финансирования. Поэтому мы продлили сроки реализации большинства инвестиционных проектов, владельцы которых обратились к нам с такой просьбой. Их порядка 80. Мы продолжаем  работать над упрощением процедуры согласования объектов. Надеюсь, нам удастся сократить общий срок согласования проектов с 2-3 лет до одного года.

Несмотря на то, что мы очень внимательно относимся ко всем инвестиционным предложениям, в ближайшие годы мы не планируем принимать все подряд, что предлагают инвесторы. И на то есть несколько причин. Во-первых, у нас на первом месте стоят не интересы инвестора, а интересы Петербурга и петербуржцев. Во-вторых, рынок жилья Санкт-Петербурга в некоторых сегментах уже близок к насыщению. Я предупреждал об этом еще в самом первом своем Ежегодном отчете Законодательному собранию, и призывал строительное сообщество менять подходы к качеству возводимого жилья. В-третьих, по факту из бюджета все равно требуются затраты на инфраструктуру и коммуникации. А в данный момент взять эти деньги просто неоткуда. Причем, если брать у инвестора деньги по принципу «чего изволите», чтобы пополнить бюджет любой ценой, получится замкнутый круг.

 Поэтому сейчас предпочтение будет отдаваться проектам комплексного развития – тем, где возможен синергетический эффект. Чтобы там было и где жить, и где работать, и как добраться, и где провести свободное время. В качестве примеров полезных инвестпроектов могу назвать город Южный, порт Бронка и Большой порт Санкт-Петербург. Два последних помогут городу решать стратегические задачи – выводить грузовые потоки, создавать новые рабочие места, запустить редевелопмент исторических территорий и повысить качество жизни людей вокруг зон развития. 

 

- Раз уж мы заговорили о крупных проектах, как вы считаете, какие, помимо трех перечисленных, обязательно реализуются в нашем городе в ближайшей перспективе, а какие –  только при благоприятном стечении обстоятельств?

– Для себя я бы условно разделил все проекты на три группы. Первая – это то, что появится в любом случае, несмотря ни на какие внешние факторы. Причем именно в те сроки, которые мы для себя наметили. Помимо Западного скоростного диаметра и достройки стадиона на Крестовском острове это, в частности, развитие транспортной системы Колпинского района, строительство новых выездов из Приморского района и строительство 13 новых станций на четырех линиях петербургского метрополитена. Уже переходят в стадию реализации проекты транспортного обхода центра  (ТОЦ) по Обводному каналу и набережной Макарова со строительством моста через остров Серный и подключением магистралей непрерывного движения к ЗСД. Правда, в этом случае, как и при строительстве метро, мы рассчитываем на софинансирование из федерального бюджета. К счастью, интересы Петербурга здесь совпадают с государственными интересами, связанными с проведением чемпионата мира по футболу.

 

- То есть мундиаль поможет Петербургу значительно улучшить дорожно-транспортную систему и тем самым решить ряд городских проблем, связанных с улично-дорожной сетью?

– А что в этом плохого? Благодаря зимней Олимпиаде Сочи превратился в самый современный курортно-спортивный регион России. Если вспомнить недавнее прошлое, то к 300-летию наш город получил КАД и восстановил разорванную Кировско-Выборгскую линию метро. Эти проекты были реализованы в рамках государственных программ. Кроме того, мы уже включились в программу подготовки к чемпионату мира. Развязка на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе строится, в том числе, и на деньги федерального бюджета, полученные в рамках подготовки  к ЧМ-2018.

 

- Уточните, пожалуйста, сколько средств планируется выделить на транспортную инфраструктуру к чемпионату мира по футболу из федерального бюджета?

- Пока утверждено финансирование строительства двух объектов. Это путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, о которой я говорил выше, и участок Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская». В течение 4 лет на эти объекты из федерального бюджета планируется выделить 19,8 млрд рублей, из которых 14 млрд – на строительство метро, а 5,8 – на сооружение развязки.

 

- Возвращаясь к инвестиционным проектам, что вы имели в виду, говоря о трех группах? С первой все ясно, а какие проекты относятся к двум другим?

– Вторая группа – это проекты, которые тоже будут реализованы в обязательном порядке, но не любой ценой, а только тогда, когда на них появятся деньги. Например, строительство линии «Аэроэкспресса» или легкорельсового трамвая. Город в них заинтересован, но только за счет средств городского бюджета мы их не потянем. Сюда же можно отнести и новые переправы через Неву, хотя на эти проекты мы, вряд ли, получим федеральное софинансирование.

К третьей группе я отношу те серьезные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, которые просто ждут своего часа. Они очень нужны Петербургу, но могут быть реализованы только с привлечением внебюджетных инвестиций на основе ГЧП. К примеру, скоростная широтная магистраль в створе Фаянсовой – Зольной с выходом на КАД, возможна только при участии частного капитала. По объемам сносов и выкупа земли она слишком затратна для бюджета. Еще один проект – мост в створе Большого Смоленского проспекта. Кроме того, отдельные элементы Транспортного обхода центра могут быть реализованы с применением контракта жизненного цикла.

Вообще, на мой взгляд, главное – принимать взвешенные градостроительные решения. Если они соответствуют интересам развития города на перспективу, то сохраняют свою актуальность на много десятилетий или даже столетий вперед. Дамбу в Финском заливе для защиты Петербурга от наводнений предлагали строить еще императору Александру I. Почти двести лет спустя мы ее построили при активном участии федерального центра.

 

- Еще одна серьезная городская проблема - развитие промышленного пояса. Есть ли какие-то планы по перспективам этих территорий, или в связи с кризисом они могут подождать?

– Лично я с принципами застройки «серого пояса» уже определился. Треть  территории можно отдать под жилье, треть – обязательно - под зеленые насаждения, треть – под создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Но менять функциональное назначение этих земель следует не раньше, чем мы законодательно закрепим на уровне города приоритеты территориального развития. После этого можно будет предоставить бизнесу возможность управления той или иной территорией.

 

- Вы имеете в виду принятие нового генерального плана развития города, которое намечено на 2018 год?

- В первую очередь. Приняв в прошлом году Стратегию-2030 мы тем самым заявили о переходе к новым принципам управления городом и его развитием. Стратегии должны соответствовать абсолютно все программы развития Петербурга. И, прежде всего - Генеральный план, который определяет приоритеты комплексного территориального развития города и должен воплощать замысел Стратегии во времени и пространстве. Так сказать, привязывать Стратегию к ландшафту. Кроме того, он должен учитывать изменения структуры экономики и размещения производственных ресурсов, целевые стандарты качества жизни и городской среды.

Увязка двух этих документов – Стратегии и Генерального плана – важнейшая задача. Она настолько серьезна и многогранна, что мы приняли решение перенести принятие нового Генерального плана Санкт-Петербурга на 2018 год. И контроль за этим важнейшим направлением я поручил своему специальному представителю по вопросам развития экономики, одному из активных разработчиков Стратегии-2030 Анатолию Ивановичу Котову.

Но при этом и три ближайших года тоже нельзя вычеркивать из жизни города. И последние корректировки, утвержденные в июне в Законодательном собрании, были направлены на то, чтобы упорядочить и уже сегодня «застолбить» земельные участки в общих интересах, в интересах всего Петербурга. Приятно, что более 30 предложений касалось изменения различных функциональных зон на зону рекреационного назначения «Р2». Это зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением отдельных объектов в рамках закона. В частности, комиссия поддержала предложения по изменению на зону «Р2» территорий, которые занимают сквер на ул. Бабушкина, 40, Ломоносовский сквер, Деминский сад, Фарфоровское кладбище и многие другие объекты, судьба которых беспокоила петербуржцев.

К сожалению, часть предложений пришлось отклонить. Например, те, в которых предлагалось исключить из генплана целый ряд перспективных транспортных магистралей. Логика здесь та же, что и в разговоре с инвесторами – интересы города в целом важнее интересов отдельных его жителей. При этом, безусловно, не исключены компромиссы. В частности, была разработана новая трассировка перспективных улиц в районе бывшего Митрофаньевского кладбища. Движение транспорта пойдет в обход этой территории. А магистраль №7, как я уже говорил, не обязательно прокладывать по территории Удельного парка. Она может перейти в тоннель или эстакаду - и парк сохраним, и магистраль построим.

 

- Компромиссы нужны не только генеральному плану. Строительное бизнес-сообщество никак не может договориться с чиновниками по поводу региональных нормативов градостроительного проектирования. Это ведь тоже важный документ развития города. Даже не специалисту ясно, что нормативы для исторического центра и кварталов новой застройки не могут быть едиными.

- Если мы хотим сохранить историческую застройку Петербурга, к ней нельзя предъявлять те же требования по перекрытиям, санитарии, инсоляции и т. д., что и к новым районам. Уверен, что компромисс обязательно будет найден. Создание комфортной городской среды - общая задача власти и бизнеса. Разумный баланс между интересами бизнеса и потребностями жителей Петербурга необходим, причем не только в историческом центре.

Город старается поддерживать строительную отрасль. Мы попросили федеральное правительство принять ряд налоговых льгот для застройщиков. Петербург совершенствует инвестиционное законодательство. В городской закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» внесены существенные поправки. Статус стратегического теперь может быть присвоен проектам с объемом капиталовложений не менее 1,5 миллиардов рублей. Напомню, что раньше эта цифра была в 10 раз больше. Кроме того, изменения, внесенные в Земельный кодекс, дают стратегическим инвесторам Петербург право получать земельные участки целевым назначением. Это почти в два раза снижает затраты на приобретение участка по сравнению с участием в процедуре торгов.

Сейчас мы радикально упрощаем процедуры получения разрешительных и градостроительной документации. В соответствии с требованиями Президента России в Петербурге в самое ближайшее время будет создано «единое окно», где можно будет получить согласованные разрешительные документы на строительство. Еще одна позитивная новость - в соответствии с требованиями Президента России в Петербурге в самое ближайшее время будет создано «единое окно», где можно будет получать согласованные разрешительные документы на строительство.

 

- Это могло бы стать хорошим подарком ко Дню строителя…

- О точных сроках говорить пока рано. Но движемся мы в правильном направлении. На последнем ПМЭФ это подтвердил прогресс Санкт-Петербурга в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата – из пятой группы наш город переместился сразу по вторую. Так что шаг навстречу строителям по улучшению регуляторной среды одновременно станет для города еше и шагом наверх в Национальном рейтинге.

Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех причастных к важной и нужной профессии строителя с профессиональным праздником. Строители дарят нам не только теплые и комфортные дома, удобные офисы, надежные мосты и дороги,  спортивные сооружения и культурные объекты, они, по большому счету, создают  среду, в которой мы живем. И за это им низкий поклон и уважение. От имени всех членов правительства я желаю им крепкого здоровья, благополучия и новых творческих побед, как  на земле, так  и под землей. Будьте счастливы!