Помощь гражданам в трудной жизненной ситуации

12 июля 2018 г.

Для помощи семьям с приемными и подопечными детьми и граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центре семьи уже более четырех лет работает отделение социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семьям с приемными и подопечными детьми.

С начала 2018 года специалисты нашего отделения оказали помощь более 70 семьям с приемными и подопечными детьми, оказали им более 9000 социальных услуг.

В работе с данной категорией граждан используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Специалисты по социальной работе нашего отделения оказывают таким семьям большой спектр услуг:

• предоставляют консультации по вопросам социальной поддержки (льготам, пособиям и др.),

• выступают посредниками в получении услуг других организаций;

• помогают оформить или восстановить необходимые документы;

• подсказывают, как оформить полагающиеся льготы, пособия, выплаты и компенсации.

Опытные юристы Центра консультируют по широкому спектру правовых вопросов: жилищное и трудовое законодательство, имущественные споры, взыскание алиментов и многим другим, помогают решить сложные юридические проблемы, защищают законные права и интересы подопечных детей.

Психологи отделения проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми по профессиональной ориентации, тренинги общения, личностного роста, профилактики вредных привычек, занятия по арт–терапии. Участие в тренингах помогает детям чувствовать себя уверенно в разных ситуациях, учат легко общаться с разными людьми и строить взаимоотношения. Психологи помогают родителям и детям наладить внутрисемейные отношения, преодолеть трудности и конфликты в отношениях, улучшить психо-эмоциональный климат в семье. Для того, чтобы родители лучше понимали своего ребенка, психолог нашего отделения, Е.В. Хабибуллина, подготовила статью:

 

Советы приемным родителям

Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей

 

Самое тяжёлое событие, которое может произойти в жизни ребёнка - это утрата родителей. Когда родители умирают, или их лишают родительских прав, ребёнок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым - воспитателям детских домов и интернатов, приёмным и патронатным родителям, опекунам - и всем тем, кому небезразличны проблемы детей - «социальных сирот».

Утрата семьи

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьёй.

Такую вынужденную разлуку ребёнок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им всё равно» и «они быстро всё забудут» - ошибочны.

Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути - только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Ещё одно традиционное заблуждение - считать, что ребёнок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит - значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребёнка.

Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое. Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки - как агрессоров.

Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребёнок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен.

Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи - самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребёнка. Достаточно спросить себя: «А хотели бы мы оказаться в такой ситуации? Что бы мы чувствовали, лишившись привычного окружения людей и вещей - всего того, что мы называем «своим»?». И сразу исчезают сомнения относительно того, что такое событие может расцениваться кем-либо как «хорошее», потому что «правильно» и «хорошо» - разные понятия.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были заботливыми и любящими. Разлука с семьёй по сути является признанием того, что для данного ребёнка быть любимым своими родителями - невозможно. И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьёзная травма. Приносящая ребёнку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев. «Я никому не нужен», «Я - плохой, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым в большинстве своём приходят дети, покинутые своими родителями. Один маленький мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я - лишенный родительских прав».

Этапы переживания горя и потери

Разлука с семьёй, даже неблагополучной, - утрата для ребёнка, которая сопровождается процессом переживания горя. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности - физический, психологический, социальный.

Процесс переживания горя - достаточно длительный (около года), особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий - общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.

Основная сложность при работе с детьми состоит в том, что у них нет моделей поведения в скорби, они не знают, что должны делать и чувствовать. Кроме того, их опыт не позволяет понять, что утрата означает полную перемену жизни, отсутствие изо дня в день и навсегда того тепла и защиты, которые давали отношения с ушедшим человеком (или людьми).

Облечь свои переживания в слова дети тоже не могут. Они как бы «замирают», и их поведение может выглядеть таким же, как всегда - что сбивает с толку взрослых, ошибочно полагающих, что «дети не понимают» или «им всё равно».

Поэтому мы вначале приведём обычную последовательность стадий переживания горя, а затем подробно остановимся на особенностях переживаний детей, перемещенных из семьи в учреждение или приёмную семью.

По изменению силы чувств и степени контроля над ситуацией процесс переживания горя подразделяют на следующие стадии:

1. Начальная (шок). Оцепенение, тревога, отрицание.

Кратковременная стадия, когда ошеломление нарушает восприятие реальности, происходит своего рода «отключение» чувствительности - эмоциональной и физической. Длится от нескольких минут до 2 - 3 недель. В это время человек не чувствует душевной боли за счёт защитной реакции психики - «диссоциации», но характерны вегетативные реакции тревоги: сердцебиение, напряжение мышц, потение, сухость во рту, нарушения сна и аппетита, желудочные расстройства. На интеллектуальном уровне возникают реакции отрицания («не верю», «может, он оживет», «ничего не случилось»): человек уже знает, но не в состоянии понять, как такое могло произойти. Если человек «застрял» на стадии отрицания более 3 - 6 месяцев, требуется помощь специалистов.

2. Острая (дезорганизация). Амбивалентность. Боль и отреагирование. Поиск. Агрессия. Отчаяние. Утомление. Нарушения регуляции деятельности. В этой фазе горе обрушивается на человека всей тяжестью. Чем большее место в жизни занимала потеря, тем труднее в этот период, длящийся от 2 месяцев до года.

Возникают сильные переживания тоски и муки, связанные с необходимостью отказаться и желанием удержать привязанность. В человеке как бы борются две реальности: реальность любви и реальность смерти.

Постоянное столкновение надежды с реальностью утраты постепенно подтверждает её бесповоротность. Протест против факта потери, против вызванной этим боли, гнев на ушедшего, поиск «виноватых» и причин происшедшего, враждебность к тем, кто пытается помочь и ненависть к себе - характерные признаки подстадии острого аффекта. Очевидно, что эффективно работать и учиться в это время невозможно. Расстройство деятельности отмечается также на бытовом уровне, страдают не только высшие психические функции - мышление, внимание, память - но и физические процессы на уровне нарушения автоматизмов.

Затем наступает спад эмоционального напряжения, изнеможение и апатия: снижение физической активности (упадок сил); мотивационные нарушения (все теряет смысл по сравнению с горем); интеллектуальные проблемы (аффект тормозит интеллект). В эмоциональном плане изнеможение выражается депрессией, утратой интереса к жизни, незащищённостью и безнадёжностью.

Сочетание отчаяния и утомления может привести к появлению мыслей о самоубийстве как способе покончить с болью и воссоединиться с ушедшим.

Если на стадии шока важна физическая забота, то на стадии острого горя необходимо находится рядом с человеком, оказывать эмоциональную поддержку (в т.ч. возможна работа с медиками и психологами) и помощь в организации дел. Если адаптация к потере не происходит более года, и признаки острого горя не смягчаются, участие специалистов становится обязательным.

3. Утихающая (реорганизация). Восстановление.

В это время происходит свыкание с потерей: человек способен вновь войти в жизнь, которая принимает в расчет утрату, но не заполнена ею целиком. Важное значение для прохождения этой стадии имеет отыскание смысла в утрате, чтобы соотнести ее со своим пониманием жизни, Бога или добра. Происходит осознание того, что наихудшее случилось, человек принял это и уцелел, и теперь снова готов жить и расти - с памятью об ушедшем и ради него.

Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в новую семью или учреждение.

Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей - тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие адаптирующиеся к новым жизненным условиям дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.

4. Отрицание.

Главная особенность поведения ребёнка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребёнок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго - либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения - аффект тормозит интеллект), капризы и слезы «без повода», ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т. п.

5. Гнев и смешение чувств.

Этот этап характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда.

Дети испытывают следующие эмоции, причём иногда все сразу:

Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.

Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеюшим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников» - милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.

Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.

Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. «Почему это случилось со мной?», «я - плохой ребёнок, со мной что-то не так», «я не слушался родителей, плохо помогал им - и меня забрали». Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребёнок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.

Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями; или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, а также за жизнь приемных родителей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.

Что в этой ситуации могут сделать воспитатели/приемные родители:

Определённость: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постарайтесь заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это - его пространство. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или вместе с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить: «Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру, сходим погулять во двор и в магазин».

Утешение: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь.

Важно: если ребёнок расплакался - не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать.

Физическая забота: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Последите, чтобы ночью в коридоре горел ночник, и если ребенок боится темноты, то и в его комнате тоже. Укладывая спать, посидите с ребенком подольше, поговорите с ним, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно, подождите, пока уснет.

Если ночью вам кажется, что ребенок, даже не маленький, плачет, обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Малыша можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь (в первое время).

Важно: будьте внимательны, если ребёнок напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами.

Инициатива: инициируйте положительное взаимодействие с ребенком, проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы и выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно: не ждите ответного тепла сразу.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье.

Важно: отложите, если возможно, свои дела на потом или выделите специальное время, чтобы поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает у вас сомнения или смешанные чувства, помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Просто подумайте, что мог переживать ваш ребенок тогда и что он чувствует во время разговора с вами, - и посочувствуйте этому.

Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Вы можете обсуждать и планировать их дела вместе, давать им конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства», «мы справимся» и т.д.

В характере вашего приёмного ребёнка могут быть черты, про которые вы смело можете сказать: «это уже не его горе, а мое!». Пожалуйста, помните, исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

Вышеприведенное описание имеет отношение прежде всего к внутренним переживаниям ребёнка. При этом существует чёткая динамика в процессе выстраивания отношений с людьми, которые заботятся о ребенке и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Мы приглашаем всех, кто нуждается в психологической или социальной помощи, обращаться в наш Центр.

Отделение социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семьям с приемными и подопечными детьми (ОСП) расположено по адресу: СПб, 2-й Муринский пр., д.19, литера Е

Телефон: 294-28-76; 8-931-326-65-86.