Общественная экспертиза законопроекта о государственной молодежной политике состоялась в Общественной палате Санкт-Петербурга

14 августа 2020 г.

Эксперты обсудили проект федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» и подготовили предложения для Общественной палаты Российской Федерации. В расширенном заседании комиссии по молодежной политике, развитию добровольчества, патриотическому воспитанию и спорту Общественной палаты Санкт-Петербурга приняли участие члены Палаты и представители аппарата детского омбудсмена, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и Комитета по образованию, районных администраций и некоммерческих организаций.

Закон о государственной молодежной политике пытаются принять уже более десяти лет: ранее депутаты разных созывов отклонили шесть законопроектов. 22 июля 2020 года в Государственную Думу был внесен новый законопроект о молодежной политике, который сегодня и обсуждался на расширенном заседании комиссии. Обсуждение проводилось по прямому указанию Общественной палаты Российской Федерации, что подчеркнула представитель Общественной палаты Санкт-Петербурга в Общественной палате РФ Кристина Федосеева.

«На федеральном уровне есть только Распоряжение Правительства РФ «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», но нет федерального закона. И в абсолютном большинстве субъектов РФ действуют собственные законы о молодежной политике. Совсем недавно принятые поправки в Конституцию РФ закрепили молодежную политику как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Соответствующие законы субъектов Российской Федерации будут приведены в соответствие с федеральным законом, который, надеюсь, будет принят», – рассказала председатель Общественной палаты Санкт-Петербурга Ирина Соколова.

Поэтому обсуждаемая тема является исключительно актуальной. Как отметил заместитель председателя Общественной палаты Санкт-Петербурга Станислав Еремеев, представленный на рассмотрение федеральный законопроект носит базовый характер реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Он позволяет создать единое правовое поле в сфере молодежной политики. Это возможность заложить основы дальнейшего правового регулирования молодежной политики и закрепить единый понятийный аппарат, иначе говоря, это переход на качественно новый этап выстраивания реализации молодежной политики в стране.

Законопроект относит к полномочиям государственной власти разработку и проведение единой молодежной политики. Ее реализация на территории субъекта Российской Федерации возложена на региональные органы государственной власти. К их ведению также отнесены подготовка кадров молодежной политики и мониторинг ее реализации.

По словам начальника отдела правового, кадрового и организационного обеспечения Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Ксении Посылаевой, Комитет в течение нескольких лет направлял предложения и замечания по тем законопроектам, которые вносились в Государственную Думу ранее. В обсуждаемом сегодня законопроекте «О молодежной политике в Российской Федерации» большинство замечаний учтены.

Проектом федерального закона сформирован единый подход к определению возрастной группы, которая относится к категории «молодежи», – это лица в возрасте от 14 до 35 лет. Заместитель председателя – начальник Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Комитета по образованию Андрей Финагин считает, что увеличение возраста до 35 лет позволит учителям, среди которых много молодых людей, воспользоваться мерами государственной поддержки и участвовать в молодежных инициативах.

При этом некоторые положения законопроекта носят декларативный характер. Член комиссии по организации общественного контроля, взаимодействию с органами местного самоуправления и общественными советами Андрей Малков указал, что спорным выглядит даже название законопроекта. По мнению эксперта, использование термина «молодежная политика» вместо «государственной молодежной политики» приводит к фактической «ломке» законов и иных нормативных правовых актов, действующих на всех уровнях. В законопроекте содержатся и неопределенные формулировки, допускающие различные толкования – «активное межведомственное взаимодействие», «возможности для улучшения своего положения», «глобальная конкурентоспособность».

Представленный законопроект вызывал у участников обсуждения и другие вопросы. В частности, как отметила Ирина Артюхова, член комиссии по благоустройству, транспорту, экологии и урбанистике, неясно, кто будет нести ответственность за реализацию основных направлений молодежной политики и как будет происходить «патриотическое и духовно-нравственное воспитание» молодых семей. Законопроектом не определен ряд понятий – субъектов молодежной политики, не раскрыто содержание термина «инфраструктура молодежной политики», не предусмотрена возможность учреждения наград, премий, стипендий региональными властями.

В целом участники заседания одобрили проект федерального закона. Высказанные замечания направлены в Общественную палату Российской Федерации. Обсуждения проектов региональных законодательных и иных нормативных актов, регулирующих реализацию молодежной политики в Петербурге, могут также пройти на площадке Общественной палаты Санкт-Петербурга.