Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что сайт работает в тестовом режиме.
Сайт работает в тестовом режиме.

Дети с множественными нарушениями смогут после совершеннолетия остаться в детском интернате

20 ноября 2020

Под руководством председателя Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга Александра Ржаненкова состоялось заседание рабочей группы по вопросу перевода выпускников детских домов-интернатов (ДДИ) во взрослые психоневрологические интернаты (ПНИ) при участии руководителей государственных учреждений и представителей общественных организаций.

"Принимая во внимание особые потребности детей со множественными нарушениями развития, необходимость максимального сохранения привычных для них условий жизни, сохранения сформировавшейся привязанности к окружающим их на протяжении длительного времени сотрудникам ДДИ и волонтёрам, было принято решение о возможности продления проживания таких воспитанников в детском учреждении и после достижения ими совершеннолетия", - прокомментировал итоги встречи глава Комитета. Он выразил полное единодушие с переживаниями представителей общественных организаций, связанных с тем, что перевод "тяжёлых" детей в ПНИ сразу же после исполнения им 18 лет может нести за собой угрозу их здоровью и даже жизни.

Александр Ржаненков поручил незамедлительно разработать и утвердить нормативный документ Комитета, регламентирующий порядок рассмотрения вопроса о возможности продления пребывания воспитанников ДДИ, достигших возраста 18 лет, в детском учреждении.

В настоящее время действует определенный порядок по обеспечению преемственности и непрерывности предоставления всех услуг при переводе ребенка в детское учреждение после достижения им 18 лет. Он состоит из трех этапов:

1. Подготовительный этап длится в течение 1 года до поступления выпускника в психоневрологический интернат. Составляется совместный план индивидуальной работы с каждым воспитанником детского дома-интерната, достигшего 17-летнего возраста и претендующего на поступление во взрослое стационарное учреждение. У воспитанника детского дома-интерната формируют позитивную мотивацию к получению социальных услуг в новом учреждении. Порядок преемственности предусматривает заблаговременное знакомство выпускника детского дома с вновь выбранным им учреждением, его непосредственное участие в совместных мероприятиях, проводимых домом-интернатом и психоневрологическим интернатом. Происходит знакомство близких родственников выпускника с вновь выбранным учреждением.

2.Адаптационный этап (3-6 месяцев после поступления выпускника в психоневрологический интернат). Идет реализация индивидуальной программы сопровождения при взаимодействии специалистов двух учреждений. При реализации программы предусмотрено обязательное посещение получателя социальных услуг специалистами детского дома и проведение консультаций с сотрудниками, непосредственно работающими с ним, с целью содействия в адаптации. Рекомендуется максимально сохранить значимый круг общения, оформление и содержание личного пространства молодого человека.

3.На заключительном этапе (1 месяц после завершения адаптационного этапа) подводятся итоги выполнения индивидуальной программы сопровождения с обязательным составлением итогового документа. В соответствии с психофизическим состоянием получателя социальных услуг возможно продление адаптационного этапа.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» допускается временное бесплатное проживание и питание в организации для детей-сирот лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.

Совершеннолетние лица, по решению суда признанные недееспособными, подлежат переводу в специализированные учреждения (ПНИ) для сопровождения получения социальных услуг и ухода.

С 2017 года Комитетом проведена большая работа, позволяющая выпускникам детских учреждений успешно адаптироваться во взрослом учреждении и социализироваться в новом коллективе. Так, в четырех психоневрологических интернатах (ПНИ10, ПНИ 7, ПНИ 3, ПНИ2) начиная с 2018 года открыты отделения на 25 человек развивающего ухода, где создана развивающая среда для молодых людей, материально-техническое обеспечение помещений, введен дополнительный штат (социальных педагогов, психологов, сиделок, специалистов АФК, массажиста).

В настоящее время в 8 психоневрологических интернатах и в 5 детских домах-интернатах для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития Санкт‑Петербурга проживают порядка 7 тысяч человек.