Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга информирует о предстоящих изменениях законодательства в части перевода лицензирования в электронную форму

18 ноября 2020

С 01 января 2021 года  вступает в  силу Федеральный закон от 27.12.2019 №478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности». Данный закон разработан в целях совершенствования лицензионной деятельности в Российской Федерации в части перевода лицензирования в электронную форму.

Закон предусматривает внедрение «реестровой модели» в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, суть «реестровой модели» состоит в том, что источником достоверных сведений о правовых статусах лиц становятся информационные ресурсы, а не бумажные документы. Вместо оформления бумажных документов по итогам предоставления государственной или муниципальной услуги будет формироваться юридически значимая запись в информационном ресурсе.

С 01.01.2021 года  предполагается отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Лицензии будут предоставляться, а не выдаваться, это означает, что законодательно отменены лицензии, выдаваемые на специальных бланках строгой отчетности, так называемые «бумажные» лицензии, а также лицензии, предоставляемые в электронной форме. Соответственно, отменяются и формы лицензий, ранее утвержденные на законодательном уровне. На замену им придет осуществление лицензирования в формате «предоставления» лицензии, то есть внесение записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий без выдачи лицензии в форме бумажного или электронного документа.

На Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка формирования и ведения реестра лицензий, а также типовой формы выписки из реестра лицензий.

С учетом изменений  днем предоставления лицензии, прекращения ее действия будет считаться день, когда лицензирующим органом была внесена запись об этом в реестр лицензий.

С 2021 года заявление на выдачу (переоформление) лицензии  и весь пакет необходимых документов для ее получения  можно будет подать не только в лицензирующий орган, но и посредством МФЦ.

Подача в лицензирующий орган документов будет возможна  в электронном формате с использованием единой системы идентификация и аутентификации заявителя, а также посредствам подачи заявления и прилагаемых к нему документов через МФЦ или в лицензирующий орган одним из следующих способов:

посредством личного присутствия и подачи заявления на бумажном носителе;

посредством направления пакета необходимых документов почтой с уведомлением о вручении.

В случае если соискатель  лицензии (лицензиат) представил оформленное не надлежащим образом заявление о предоставлении  (переоформлении)  лицензии и (или) в не полном объеме приложил к нему документы, то тридцатидневный срок для представления соискателем лицензии (лицензиатом) надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов будет исчисляться с момента получения им уведомления, о необходимости устранения выявленных нарушений

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии в реестр лицензий вносится запись о предоставлении лицензии в день регистрации приказа (распоряжения).

Лицензирующий орган после внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, в течении трех рабочих дней должен направить уведомление о  ее предоставлении лицензиату по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если лицензиату по какой-либо причине потребуется подтверждение факта наличия у него такого разрешающего документа (лицензии), то законодатель предусмотрел возможность получения выписки из такого реестра.

По заявлению соискателя лицензии выписка из реестра лицензий может представляться:

 в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо на бумажном носителе.

В случае представления на бумажном носителе лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При этом выписку в электронном варианте можно будет получить бесплатно, а за бумажный вариант необходимо будет уплатить госпошлину. Размер пошлины будет установлен дополнительно.

С 01.01.2021 отменена выдача дубликатов и копий лицензий.

Лицензирующие органы будут формировать и вести в электронном виде реестры лицензий в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Ознакомление заинтересованных лиц с фактом наличия у заявителя лицензии осуществляется посредством обращения к соответствующим реестрам лицензий, которые являются открытыми и общедоступными.

Данный доступ обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Форма и способ получения сведений о конкретной лицензии указываются заявителем в заявлении о предоставлении таких сведений.

Форма такого заявления утверждается лицензирующим органом.

На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код.

Лицензии, выданные до дня вступления настоящего Федерального закона в силу, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления настоящего Федерального закона в силу.