В Комитете по образованию обсудили особенности включения детей-аутистистов в образовательный процесс

25 мая 2018 г.

Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Александровна Асланян провела Круглый стол по организации инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра с поддержкой в ресурсном классе в общеобразовательной школе.

Для участия в совещании были приглашены начальники отделов образования Администраций районов Санкт-Петербурга и директора школ, где уже открыты, либо планируется открыть в ближайшее время ресурсные классы для детей-аутистов.

Участники проанализировали опыт работы образовательных учреждений, которые осуществляют инклюзивную практику, а также опыт образовательных учреждений, которые начнут реализовывать инклюзивное образование с 1 сентября 2018 года и с 1 сентября 2019 года; определили трудности, с которыми сталкиваются образовательные учреждения на этом пути; сформулировали конкретные задачи и направления работы по развитию системы образования детей с аутизмом в Санкт-Петербурге.

Ребёнок с расстройствами аутистического спектра относится к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, его обучение по желанию родителей может быть организовано либо в отдельной школе для обучающихся с ОВЗ, либо в отдельном классе для обучающихся с ОВЗ, или инклюзивно в общеобразовательном классе.

Все эти модели обучения детей представлены в школах Санкт-Петербурга. И все эти модели обучения востребованы родителями детей с аутизмом.

Вместе с тем, психические особенности ребенка с аутизмом не позволяют просто включить ребенка в среду сверстников как нормативно развивающихся, так и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Детям с аутизмом требуется индивидуально дозированное включение в образовательный процесс и индивидуальное сопровождение, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. То есть, ребенку с аутизмом нужна постоянная помощь взрослого и свой индивидуальный темп обучения.

Важно при этом понимать, что эта задача не может быть решена методом административных решений и простым включением детей с аутизмом в школьный класс.

Если родители выбирают для своего ребенка инклюзивное образование, то опыт передовых школ Петербурга показывает, что обучение с поддержкой в ресурсном классе является наиболее комфортным и эффективным как для самого ребенка, так и для остальных участников образовательного процесса.

Ресурсный класс – это не отдельный класс для школьников с ОВЗ в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая создать для ребёнка, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсный класс – это пространство, где ему оказывается поддержка специалистов.

Три школы в городе инклюзивно обучают детей с РАС с поддержкой в ресурсном классе: школа № 13 Приморского района, школа-интернат № 20 Петроградского района, школа №232 Адмиралтейского района.

С 1 сентября 2018 года ресурсные классы планируется открыть во Фрунзенском и Кировском районах Санкт-Петербурга.