О рассмотрении обращений граждан, поступивших на специальную линию «Нет коррупции!» по итогам 2017 года

В январе — декабре 2017 года на городскую специальную линию «Нет коррупции!» поступило 387 обращений (за 2016 год — 662, за 2015 год — 643, за 2014 год — 639, за 2013 год — 763), из них анонимных — 54 обращения.

Доля анонимных обращений по сравнению с 2016 годом незначительно увеличилась и составила 13,9 % от общего числа поступивших обращений (в 2016 году — 11,6%).

На протяжении 2013–2014 годов число обращений граждан, поступающих на специальную линию «Нет коррупции!», сокращалось. В 2015–2016 годах наметилась тенденция незначительного роста обращений. Однако в 2017 году вновь наблюдается снижение (заметное) количества обращений. Тенденция 2017 года обусловлена тем, что по техническим причинам с 11 июня 2017 года электронный почтовый ящик, как и сайт Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, временно прекратил свое функционирование. После перехода сайта на новую Интернет-платформу он возобновил свою работу с 01 сентября 2017 года.

По каналам поступления обращения распределились следующим образом:

— 273 сообщения поступило на электронный почтовый ящик (в 2016 году — 575, в 2015 году — 450, в 2014 году — 386, в 2013 году — 470);

— 114 сообщений поступило на специально выделенную телефонную линию (в 2016 году — 87, в 2015 году — 193, в 2014 году — 253, в 2013 году — 293).

Снижение доли обращений на электронный почтовый ящик и увеличение доли обращений на телефонную линию также объясняется временной приостановкой работы Интернет-сайта.

 

Обращения с признаками коррупции

На признаки коррупционных проявлений в 2017 году указывали 66 сообщений (за 2016 год — 142, за 2015 год — 163, за 2014 год — 153, 2013 год — 131).

Удельный вес обращений с признаками коррупции по сравнению с прошлым годом несколько снизился и по итогам 2017 года составил 17,05 % (в 2016 году — 21, 5%, в 2015 году — 25,3 %, в 2014 году — 23,9 %, в 2013 году — 17,2 %) от общего числа поступивших обращений.

Признаки коррупционных проявлений, указанные в обращениях, затрагивали 17 сфер общественной деятельности (в 2016 году — 31 сферу). Наиболее часто в обращениях поднимались следующие темы (с учетом вопросов, затрагивающих другие субъекты РФ):

 

Сферы

 

2017 г.

 

2016 г.

 

%

Деятельность ГУ (ГУП), подведомственных ИОГВ СПб, в том числе их конкретных работников (в различных сферах жизни города)

27

 

69

-60,86

Образование

17

52

-67,3

Деятельность правоохранительных органов

14

24

-41,6

Деятельность ИОГВ СПб в целом и конкретных гражданских служащих СПб

14

14

 

Земельные и имущественные отношений

8

0

+800

Здравоохранение

5

13

-61,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

2

4

-50

Государственные и муниципальные закупки

0

2

 

Деятельность конкретных государственных гражданских служащих СПб

0

1

 

Транспорт и организация дорожного движения

1

2

-50

 

Количество обращений, касающихся деятельности исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, осталось на прежнем уровне. В основном обращения носили общий характер, при этом ни одна из жалоб не подтвердилась. Из 14 обращений данной сферы 8 жалоб касались возможной коррупционной составляющей в деятельности должностных лиц Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга при решении вопроса о передаче Исаакиевского собора религиозной организации. Информация по данным обращениям также не подтвердилась. Этим же объясняется существенный рост обращений в сфере земельных и имущественных отношений.

По-прежнему значительное число обращений о коррупции касались деятельности ГУ (ГУП) Санкт-Петербурга (в том числе, их конкретных работников) в различных сферах жизни города: образование, здравоохранение, культура, транспорт, физкультура и спорт.

Следует отметить значительное снижение количества обращений в сфере образования. Однако доля таких обращений все еще высока и составляет 25,75 % от всех обращений с признаками коррупции. По-прежнему наиболее часто поднимались вопросы о невозможности получения места для ребенка в детском саду и различных нарушениях (в том числе в финансово-хозяйственной деятельности), допускаемых руководством дошкольных учреждений (11 обращений). Практически все обращения касаются требования денежных средств с родителей на покупку хозяйственных и иных товаров, методических пособий. Причем с родителей взимаются как разовые, так и ежемесячные выплаты. Большинство жалоб на данную тему носят анонимный характер, но содержат вполне конкретные факты. Кроме того, поступило значительное количество обращений, не содержащих сведений о коррупции, по вопросам о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности, в том числе при распределении фонда заработной платы работников образовательных учреждений.

Количество обращений, касающихся деятельности правоохранительных органов, существенно снизилось.

Обращений о коррупции в сфере торговли и предоставления услуг в 2017 году не поступало. Это может быть связано, в частности, с активизацией деятельности по пресечению незаконной торговли со стороны Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт-Петербурга (структурное подразделение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности).

Также продолжается тенденция уменьшения количества жалоб в сфере здравоохранения. Вместе с тем, поступило большое количество «некоррупционных» обращений, касающихся выдачи медицинских документов (справок из психологических, наркологических диспансеров и т.п.) на платной основе, что может указывать на недостаточную информированность населения о порядке выдачи данных документов.

 

Обращения без признаков коррупции

Из числа обращений данной категории (321 обращение) больше всего заявители обращались по вопросам:

  • деятельности ГУ и ГУП, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга (в различных сферах);
  • социальной сферы;
  • деятельности жилищно-коммунальных организаций, оплаты коммунальных услуг за отопление и общедомовые нужды;
  • правоохранительной деятельности;
  • деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и их сотрудников;
  • реализации жилищных прав;
  • строительства, проведения перепланировок и реконструкции различных объектов;
  • торговли и предоставления услуг.

 

 

Результаты рассмотрения обращений

По обращениям с признаками коррупционных проявлений (всего 66):

— в 2 случаях информация подтвердилась полностью;

— в случаях информация подтвердилась частично;

— факты, изложенные в 35 обращениях, не подтвердились;

— 1 обращение направлено для рассмотрения в другой регион (ответ по нему получать не планируется);

— по остальным (24) сообщениям проведение проверок, в том числе дополнительных, продолжается.

 

По обращениям без признаков коррупции (всего 321):

— в 6 случаях информация, содержащаяся в обращениях, нашла подтверждение в полном объеме;

— в 14 случаях факты подтвердились частично;

— в 176 случаях факты подтверждения не нашли;

— 21 случае обращение направлено для рассмотрения в другие регионы (ответ по ним получать не планируется);

— в 9 случаях направлены ответы заявителям без направления на дополнительное рассмотрение (как правило, одновременно даны соответствующие разъяснения либо информация принята к сведению);

— по прочим (95) случаям проведение проверок продолжается.

В подавляющем числе случаев, когда информация подтвердилась полностью или частично, компетентными государственными органами были приняты меры по устранению выявленных нарушений, наказанию виновных в дисциплинарном порядке; заявителям оказано содействие либо даны необходимые разъяснения.

 

В Санкт-Петербурге гражданам предоставлена возможность сообщать (в том числе с использованием компьютерных технологий) о проявлениях коррупции в исполнительные органы государственной власти. С 2009 года в городе функционирует специальная линия «Нет коррупции!». Она включает электронный почтовый ящик на официальном сайте Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности в сети Интернет и специально выделенную телефонную линию.

Электронный почтовый ящик «Нет коррупции!» предназначен для направления гражданами электронных сообщений о коррупционных проявлениях. На него также можно отправлять информацию о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей государственными и муниципальными служащими, превышении служебных полномочий, нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях.

Электронный почтовый ящик находится по сетевому адресу: http://www.zakon.gov.spb.ru/hot_line.

В Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности действует специально выделенная телефонная линия для приема сообщений о конкретных фактах коррупции (телефон 576-77-65). Телефонная линия работает в режиме автоответчика с 9-00 до 18-00 по рабочим дням (по пятницам — до 17.00); продолжительность сообщения — до 8 мин. Всей поступившей на специальную линию информации обеспечивается конфиденциальный характер.

Рассмотрение сообщений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ на обращение, поступившее на специальную линию «Нет коррупции!» в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Анонимные обращения (без указания фамилии и имени заявителя) рассматриваются только в случае, если в них содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, при этом ответ на обращение не дается.

Если в обращении не содержится почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, письменный ответ на обращение также не дается.

Для проверки информации сообщения направляются в правоохранительные, надзорные и контролирующие органы, а также в компетентные исполнительные органы власти города.