Сергей Корнеев: «Пандемия показала нам, как сильна роль туризма в экономике и жизни города»

11 июня 2021

Индустрия гостеприимства со временем восстановится, но путешествия после пандемии вряд ли останутся прежними. О том, как самый туристический город страны переживает отток туристов и как будет проходить Евро-2021 в условиях пандемии рассказал председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Сергей Корнеев. Он стал гостем открытой студии «Комсомольской правды» на ПМЭФ-2021.

- Сергей Евгеньевич, туризм приносил Петербургу в год более 300 млрд рублей. Может ли эту сумму хотя бы частично компенсировать внутренний туризм?

- Внутренний туризм для Петербурга — это примерно половина гостей до пандемии. Наш город в этом году сделал одно из самых выгодных предложений для туристов, оставив цены в 2021 году ниже, чем в 2019. В длинные майские праздники город посетили более 280 тыс. туристов, загрузка гостиниц составила около 65%, а в загородных отелях Курортного района - почти 80%. Петербург начал восстанавливать массовый внутренний поток.

Нас очень поддержали Ростуризм, Правительство России, когда включили город в августе 2020 года в первую программу кешбэка за туры по России. Хотя изначально мы не попадали под условия, ведь программа рассчитана на поддержку туризма в низкий сезон. Примерно 20% потерь нам удалось возместить на внутреннем рынке.

- Как город поддерживал туристическую отрасль в пандемию?

- В прошлом году мы в прямом смысле боролись за выживание отрасли, сформировав целый комплекс антикризисных мер и формируя предпосылки для дальнейшего восстановления туризма. И Петербург в этом контексте совершил прорыв.

Понимая, что мы столкнёмся со второй волной пандемии, губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов поручил заблаговременно разработать комплексные меры поддержки для сферы гостеприимства, как одной из наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Эти меры стали результатом совместной работы Комитета по развитию туризма и представителей профессионального экспертного сообщества. Город отменил региональные налоги для индустрии гостеприимства как за прошлый, так и на этот год, а общие меры поддержки отрасли составили около 4 млрд рублей. Ростуризм назвал это решение беспрецедентным. Насколько мне известно, такие решения до сих пор не приняты в других субъектах РФ. Помимо помощи для нашей индустрии, это обеспечило рост инвестиционной привлекательности сферы туризма города.

К нам уже обращаются инвесторы из других регионов, оценившие системный подход городской политики развития индустрии гостеприимства.

Также, важным шагом поддержки рестарта туротрасли после пандемии стал запуск собственной маркетинговой программы «Петербургское гостеприимство»: был разработан специальный протокол для туристской дестинации, Комитетом были подготовлены и согласованы с Роспотребнадзором собственные городские стандарты безопасной деятельности для гостиниц, конгрессно-выставочных центров, туроператоров и экскурсионных услуг, в том числе позволившие Петербургу стать первым городом России, присоединившемуся к международному движению Safe Travels, со своим собственным информационным знаком Safe Travels SPB.

На городском туристском портале Visit-Petersburg на интерактивной карте можно увидеть всех, кто уже получил знак Safe Travels SPb. Это позволяет туристам получать необходимую информацию, чувствовать себя уверенно и выбирать именно Петербург в качестве направления для поездки.

- Как вы будете дополнительно привлекать в Петербург российских туристов? Понятно, что есть такие бренды, как Эрмитаж и белые ночи, но что нового может предложить город тем, кто это уже видел?

- Прошлый год сформировал значительный отложенный спрос у туристов – кто-то не готов путешествовать прямо сейчас, но приедет позже. И это тоже наша аудитория, потому что человек XXI века – человек путешествующий, а Петербург – мировой туристский центр, готовый предложить широкий выбор различных вариантов отдыха.

Действительно, город давно известен своими брендами – это и исторический центр города, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и белые ночи, и самые романтические в мире разводные мосты. Но это лишь часть впечатлений. Сегодня мы в Санкт‑Петербурге формируем свою «Новую туристскую и культурную географию». Суть проекта заключается в интеграции новых мест и локаций в существующую классическую туристскую карту города. Благодаря этому, гости знакомятся с современной динамично развивающейся Северной столицей, готовой предложить разноплановые маршруты и туристские продукты для самых разных категорий путешественников. Сейчас на карте 18 основных зон по пяти основным направлениям туризма: рекреационно–оздоровительный и медицинский туризм, событийный, креативный досуг, шопинг и молодёжные пространства, деловой туризм, культурно–познавательный, образовательный и семейный туризм.

Еще один из наиболее популярных видов туристских предложений города на Неве —гастрономический туризм. В Петербурге это направление развивается с большой энергией. Свидетельство тому — пользующиеся большой популярностью гастрономические фестивали, которые проходят на берегах Невы, и мировое признание — два петербургских ресторана включены в The World’s 50 Best Restaurants.

- Этим летом границы страны немного приоткроются, и в город приедут иностранные болельщики на Евро-2021. Как город готовится к их прибытию?

- В Северной столице гостей встретит сервис, достойный лучших мировых дестинаций. Мы научились работать в новых условиях и готовы продемонстрировать знаменитое Петербургское гостеприимство зарубежным туристам. Сейчас ведутся последние приготовления, монтажные работы фан-зон, установка указателей, инфо-стоек, подготовка волонтеров, которые будут сопровождать болельщиков на протяжении всего их пребывания в городе. В дни матчей будут работать все наши туристско-информационные центры. Кроме того, на улицах можно встретить мобильных помощников гостей города - службы «Ask me SPb». Они работают на популярных туристских маршрутах – в Адмиралтейском и Центральном районе Санкт Петербурга, а также и присутствуют на всех крупных городских мероприятиях и событиях.

Мобильные помощники знают несколько иностранных языков и при себе имеют необходимые информационные материалы, поэтому будут готовы помочь и туристам из регионов, и зарубежным гостям.

Важную роль в продвижении туристических возможностей сыграет Fan ID, который дает право иностранным болельщикам въехать в Россию и без ограничений путешествовать по всей ее территории до 12 июля. Так, приезжая в Петербург на Чемпионат Европы, гость в это же время при желании сможет посетить столицу нашей страны или регионы «Серебряного ожерелья» России. С информационной точки зрения мы своевременно запустили совместный проект с Москвой под единым брендом «Два города - миллион впечатлений». Основная его идея - предложить путешественникам комплексную туристскую программу двух городов с посещением интересных событий и значимых достопримечательностей.

- Одно из самых перспективных направлений сейчас – медицинский туризм. За какими услугами к нам могут приезжать иностранцы?

- Комитет еще в прошлом активно занимался продвижением санаторно-курортных возможностей нашего города. Мы активно рассказывали о них, с акцентом, в том числе, на уникальные возможности наших санаториев для постковидного восстановления пациентов. Сейчас эти программы реабилитации доработаны с учетом рекомендаций Минздрава. К продвижению этих услуг мы привлекаем организации медицинского туризма по всему миру. Так, к слову, подведомственное Комитету Санкт‑Петербургское агентство медицинского туризма уже подписало соглашения о сотрудничестве с крупной сетью испанских клиник, партнерами из арабских стран, работает в части медицинского туризма с Всемирной туристской организацией ООН. Вместе мы будем развивать систему стандартизации работы с иностранными пациентами, взаимно обучаться, обмениваться опытом и, конечно, рекламировать предложения друг друга.

- Петербургский международный экономический форум даст старт новому сезону делового туризма в городе?

- Деловой туризм — одно из приоритетных направлений развития туристической сферы Санкт‑Петербурга, он вносит значительный вклад в экономику, ведь даже небольшие семинары и конгрессы приводят в город от $200 тыс., а доход от крупных событий исчисляется миллионами. Буквально через неделю после ПМЭФ, с 14 по 18 июня, пройдет Международная конференция по исследованию космического пространства GLEX-2021. Мы ожидаем в Петербурге более 700 участников из 49 стран мира. Только по предварительным подсчетам мероприятие принесет в экономику города порядка 132 млн рублей.

Проведение таких крупных международных событий – приоритетная задача Конгрессно-выставочного бюро, нашего подведомственного учреждения. Для эффективного привлечения в Петербург международных деловых мероприятий с 2018 года нами реализуется программа «Амбассадоров Санкт‑Петербурга». Их миссия – рассказывать о гостеприимстве, деловом потенциале и возможностях Северной столицы, способствуя укреплению ее позиций как международного туристского центра. В перспективе, уже только благодаря мероприятиям, привлеченным совместно с амбассадорами, город посетят порядка 19 тысяч человек, а их расходы внесут в экономику Северной столицы дополнительно более 2,4 млрд. рублей.

- Петербург позиционирует себя как национальный тревел-хаб. С какими регионами планируете сотрудничать, в первую очередь?

- Санкт Петербург – «туристский магнит» и транспортный хаб, играющий значительную роль в поддержании туристического потока в регионы Северо-Запада России. Для развития межрегионального сотрудничества мы перезапускаем в новых условиях проект «Серебряное ожерелье России», реализуемый по поручению Президента Российской Федерации.

Ключевая идея - привлечь внимание к достопримечательностям и историческим местам, природным объектам СЗФО, увеличить туристический поток в регионы, предложить самые различные комбинированные программы, создавая стимулы для повторных посещений и устойчивого спроса, и тем самым способствовать социально-экономическому развитию многих территорий через туризм и культуру.

На сегодняшний день проект сформировал единую туристско-рекреационную систему 11 регионов Северо-Запада. Постоянно увеличивается количество участников, появляются новые транспортные маршруты, объединившие регионы и крупные туристические центры, создается инфраструктура и формируются новые точки притяжения туристов. Мы запускаем универсальный и разнообразный «конструктор путешествий» для гостей нашего общего туристского макрорегиона.

 

Фото и материал - https://www.kp.ru/daily/27290/4427687/