Профессионалы туристической отрасли обсудили проблемы и перспективы развития туризма в рамках заседания Общественного совета Комитета по развитию туризма

17 ноября 2016 г.

В 16 ноября, в среду, в отеле Гельвеция состоялось первое заседание Общественного совета Комитета по развитию туризма, призванного стать уникальной площадкой для открытого диалога представителей туристической отрасли Санкт-Петербурга с Комитетом по развитию туризма.

В заседании приняли участие представители ведущих музеев, туроператоров, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга, среди которых Михаил Борисович Пиотровский – директор Государственного Эрмитажа, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрей Евгеньевич Мушкарев, Екатерина Сираканян - начальник службы развития Государственного Эрмитажа,  Леонид Габар - президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу РФ, Леонид Флит - председатель правления Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туристской Индустрии, Людмила Кудрявцева -  генеральный директор «Балтик Трэвэл Компани», Юнис Теймурханлы -  владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» и другие. Все они собрались, чтобы обсудить наиболее острые и актуальные проблемы туристической индустрии Санкт-Петербурга, а также, чтобы задать вопросы Председателю профильного комитета.

 «Туризм для Петербурга – это самое многообещающее направление», – отметил, открывая заседание, Виталий Дымарский, главный редактор «Эхо Москвы» в Петербурге, модератор заседания.

Заседание началось вступительными словами Андрея Мушкарева  -председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. «Общественный совет был создан для того, чтобы профессионалы высокого уровня обсудили вопросы, связанные с тем, как нам продвинуть Санкт-Петербург, привлечь больше туристов и помочь друг другу так, чтобы каждый, делая свою работу, мог органично сочетать все эти функции», – рассказал председатель о целях встречи и сразу перешел к актуальным вопросам развития туризма в Санкт-Петербурге, в числе первых таких вопросов – это снятие фактора сезонности туризма в Северной Столице.

«Все, что нужно было сделать для развития туризма в летний сезон, было сделано 300 лет назад, – сказал Андрей Мушкарев, обращаясь к представителям туроператоров, – а вот что сделать для того, чтобы привлечь туристов зимой, вот это предмет к обсуждению».

Развитие туризма в низкий сезон – это одна из основных задач, по мнению председателя, особенно с учетом того, что самое интересное происходит как раз в низкий сезон: открываются выставки, проходят яркие городские праздники.

Также Андрей Мушкарев обозначил проблемы, которые возникают между туроператорами и музеями: в то время как туристическая отрасль использует музеи исключительно как инструмент для привлечения прибыли, музеи ставят перед собой иные задачи, в том числе просветительские, и здесь всем участникам рынка необходимо найти баланс.

Как отметил Михаил Борисович Пиотровский - генеральный директор Государственного Эрмитажа, – «музеи не должны работать круглые сутки, они должны работать круглый год». Сейчас Государственный Эрмитаж разрабатывает целый цикл мероприятий, которые позволят обеспечить высокую посещаемость музея в низкий сезон, сюда входят не только торжественные открытия выставок, но и городские события, а также День Эрмитажа, который с этого года станет официальном городским праздником.

Также Михаил Борисович Пиотровский затронул очень важную проблему качества современного туриста: «есть мнение, что турист становится более демократичный, для нас это не актуально. Нам нужен турист, который будет воспринимать Эрмитаж, как нечто особенное». Отдельно в речи директора Эрмитажа прозвучала проблема культивирования российского туриста, что стало особенно актуально в условиях сложившейся геополитической ситуации.

Людмила Кудрявцева - генеральный директор «Балтик Трэвэл Компани», подчеркнула необходимость развития инфраструктуры. Эта проблема обострилась в связи с резким увеличением туристического потока в 2016 году, особенный рост наблюдался со стороны новых для туроператоров Петербурга стран: Китая, Ирана и Индии; чуть упал Европейский рынок, но это было неощутимо.

Как рассказал Андрей Мушкарев, в 2017 и 2018 годах ожидается еще большее увеличение туристического потока, что несомненно отразиться на стоимости отлей в Санкт-Петербурге, – «уже в 2016 году в летний период номера в отелях Санкт-Петербурга стоили в среднем на 12% больше, чем в Москве. Если люди готовы заплатить дороже, чтобы разместиться летом в Санкт-Петербурге, это говорит о том, что качество туриста двигается в нужную нам сторону. Другие туристы могут приехать зимой и увидеть все тоже самое, а может быть даже лучше, но по более доступным ценам».

Как отметил Леонид Флит - председатель правления Северо-Западного регионального отделения  -Российского Союза Туристской Индустрии, «у туристской индустрии Санкт-Петербурга есть и другие проблемы: важно дать качество туристу. Уповать на то, что все будет дорожать и туристов станет больше, не стоит». Леонид Флит акцентировал внимание на вопросах, возникающих с китайскими туристами, которые, подчеркнул он,  «касаются всех, не только туроператоров, но музеев, и отелей.

Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция», рассказал, что на его взгляд существует два фактора феномена резкого увеличения туристического потока в этом году: «девальвация рубля и низкая инфляция – это первая экономическая причина, и второй фактор – это спокойная геополитическая обстановка. А также огромный рост российского туриста, который теперь предпочитает Эрмитаж Лувру».

В рамках заседания обсуждался вопрос въездных виз и транспортной доступности Санкт-Петербурга, с точки зрения участников отрасли, это два ключевых момента, определяющих рост и качество туристического потока.

Председатель Комитета Андрей Мушкарев рассказал про Visit Petersburg, офисы, которые открываются по всему миру: от Китая до латинской Америки, планируется, что в следующем году будет работать уже порядка 40 офисов по всему миру.

Активно обсуждались вопросы продвижения Санкт-Петербурга. Очень большое внимание участники совета уделили коммуникации с туристами, которая, по мнению многих, должна происходить не только через офисы Visit Russia и Visit Petersburg, но и с использованием современных каналов: интернета и социальных сетей. Все согласились, что в продвижении необходимо использовать массовую культуру, и что, все способы, и все формы коммуникации должны работать на пропаганду Санкт-Петербурга как дестинации. Участники много говорили о событийном календаре Северной столицы, и его роли в продвижении города, информировании и привлечении туристов.

Что касается делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности, Андрей Мушкарев  отметил, что ведется активная работа и пиковая нагрузка конгрессно-выставочной деятельности в Санкт-Петербурге приходится как раз на низкий сезон, на октябрь. «Деловой турист – это турист который приехал сюда с деньгами, и это турист образованный. Деловой туризм необходимо развивать и в этом направлении нам есть куда двигаться» – заявил Андрей Мушкарев.

Подводя итоги встречи, все участники согласились, что подобные заседания необходимы городу и отрасли, чтобы все участники туристического рынка имели возможность встретиться, обсудить все проблемы и работать в едином направлении, развивая туризм Санкт-Петербурга как драйвер экономического роста нашего города.