КГИОП приступает к реставрации церкви Покрова Пресвятой Богородицы архитектора Николая Никонова

4 августа 2016

Началось комплексное восстановление объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы» на Боровой ул., д. 52. Реставрация проводится за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга.

В пресс-показе объекта перед началом реставрации приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, настоятель церкви протоиерей Александр Ежов, директор ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Наталья Дзядзько, главный специалист отдела северных и южных районов промышленной архитектуры КГИОП Светлана Наливкина.

 «В свое время современники называли этот храм одним из изящнейших в северной столице, - отметил Сергей Макаров. - Я довольно часто проезжал по Боровой улице, еще не являясь председателем Комитета по охране памятников, и меня всегда удручало, в каком плачевном состоянии это здание. Наконец-то я могу им заняться. Храм будет восстановлен в прежнем виде, таким, каким его задумал архитектор».

Первоначальный облик церкви Покрова Богородицы можно увидеть на двух фотографиях начала ХХ века. Увеличенные фрагменты исторических фотографий использовались при разработке проекта воссоздания и реставрации фасадов. Представление о цветах отделки дают натурные исследования фрагментарно сохранившихся частей на фасадах. Кроме того, в качестве аналогов предполагается использовать хорошо сохранившиеся майоликовые вставки на фасадах соседнего Братского дома.

До конца 2016 года по контракту должны быть выполнены дополнительное обследование фасадов после установки лесов и первоочередные противоаварийные работы: очистка поверхности кирпичной кладки от биопоражений, укрепление расслоившейся кирпичной кладки, реставрация кирпичных архитектурных деталей карнизов, наличников и других деталей, реставрация швов кирпичной кладки путем заполнения известково-песчаным раствором, демонтаж слабодержащихся декоративных элементов фасада.

Финансирование работ в 2016 году по ведомственной структуре расходов КГИОП составляет 15,2 млн. руб.

Проектировщик  – ООО «Рест-Арт-Проект». Подрядная организация –  ЗАО «Трест «Леноблреставрация».


***

Боровая улица получила свое название от соснового бора, вырубленного в первой четверти XVIII века. С 1782 года этот квартал был отнесен к Каретной части, здесь селились каретных дел мастера, шорники, ямщики.

К середине XIX века Каретная часть (с 1868 года - Александро-Невская) стала превращаться в фабрично-заводскую окраину в связи с близостью Обводного канала и железной дороги.

В 1889 году владельцем части участка, на котором будет возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, являлся мещанин Сергей Николаевич Слепян, член Санкт‑Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, основанного в 1884 году. Общество занималось распространением грамотности и религиозно-нравственным просвещением через устройство церковно-приходских школ и библиотек, внебогослужебных собеседований с народом, изданий религиозной литературы, организацией церковных хоров.

В 1889 году в совет Братства было подано ходатайство от фабрикантов, рабочих и жителей Боровой улицы и набережной Обводного канала о возведении на Боровой улице храма. 29 января общее собрание Братства решило ходатайствовать о постройке храма. Работу Братства и постройку церкви обуславливал социально неблагополучный характер района.

16 апреля 1889 года общее собрание Братства дало согласие на строительство «братского храма» на Боровой. Сергей Слепян организовал сбор средств. Жертвователями стали фабриканты, рабочие окрестных предприятий, жители ближайших кварталов. Образовался строительный комитет под председательством Владимира Карловича Саблера, впоследствии обер-прокурора Святейшего Синода.

Автором проекта является известный зодчий, один из ведущих мастеров «русского стиля» Николай Никитич Никонов (1849-1918). Выходец из глубокой провинции, архитектор-самоучка, благодаря природной одаренности с 1893 по 1906 г. занимал должность епархиального архитектора. Среди его работ – Иоанновский монастырь на Карповке, Ново-Афонский монастырь, Троицкая церковь на Стремянной ул., 21 (не сохранилась), подворье Ново-Афонского монастыря с церковью Благовещенья (угол Дегтярного пер. и 5-й Советской ул.), подворье Леушинского монастыря (ул. Некрасова, 23), церковь на Большеохтинском единоверческом кладбище, церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в пос. Териоки (Зеленогорск).

10 марта 1890 года император Александр III утвердил выбранное место за Санкт‑Петербургским епархиальным братством.

Закладка каменного храма состоялась 10 июня 1890 года. Строительство велось исключительно на частные пожертвования.

12 октября 1893 года состоялось освящение церкви в нижнем этаже «братского храма» во имя святого мученика Вонифатия. Согласно сообщениям в печати наружная отделка церкви к этому времени была в основном завершена: «современники восхищались ее наружной красотой, построенной в стиле древнерусской архитектуры».

Однако работы по отделке интерьеров верхней церкви растянулись на долгие годы из-за нехватки средств. Один из членов Братства - член строительного комитета фабрикант Иван Васильевич Кожевников взял на себя расходы в 20 тысяч рублей по настенным росписям верхнего храма, изготовлению и установке майоликового иконостаса. В 1895-1896 гг. западный и южный фасады угловых приделов украсили майоликовыми иконами «на евангельские сюжеты». Они были помещены в специальные киоты по углам и в тимпанах кокошников: в тимпанах «Христос во славе с предстоящими апостолами», на южном фасаде - слева – «Св. Николай Мирликийский», справа – «Св. Иоанн Креститель». Изразцовые работы выполнялись в художественно-промышленном училище им. Гоголя в Миргороде. Над отделкой церкви трудились суздальские мастера во главе с М. С. Серебряковым.

На средства И.В. Кожевникова в 1896 году верхний храм был расписан маслом по штукатурке в стиле «древних русских храмов и древних боярских палат /ростовских/». Иконы написаны князем Григорием Григорьевичем Гагариным. Цветной майоликовый иконостас выполнен на фабрике М.С. Кузнецова. Пол выкладывали из «мозаических плит» (частично сохранившиеся под современным покрытием) братья Ботта.

Храм относили к числу «изящнейших в столице». В заметке об освящении церкви сообщалось: «Храм сооружен в русском стиле и тот же стиль выдержан во внутреннем убранстве. Особенно красив иконостас, исполненный из цветной майолики на одной из известных фарфоровых фабрик».

9 марта 1897 года произошло торжественное освящение главного, верхнего храма во имя Покрова Богородицы. Силуэт Покровской церкви с высокой колокольней стал выразительной доминантой в перспективе Боровой улицы. «Великое и благое дело сооружения церкви на Боровой улице, среди беднейшего и наименее просвещенного населения столицы» было исполнено – «явился новый, изящный извне, светлый, обширный и благолепный внутри храм в Петербурге».

Фасады Покровской церкви отличались нарядной отделкой. В их решении сказалось взаимодействие византийского зодчества и декоративных форм московской и ярославской архитектуры XVI-XVII вв. Оштукатуренная поверхность стен разделана «под кирпич», архитектурные детали выполнены в белой цементной штукатурке, имитирующей белокаменную резьбу. Большая роль в оформлении фасадов отведена цветным майоликовым вставкам. 

Как и в произведениях византийской архитектуры, основной темой обработки фасадов церкви является мотив аркады и арочных окон в различных вариациях. Зато в оформлении декоративного убранства, в обработке плоскости стены, в формах венчающих частей здания преобладают приемы средневекового русского зодчества.

Ближайшими аналогами храма среди построек Н.Н. Никонова являются церкви подворий Красногорского монастыря в Санкт‑Петербурге, Пюхтицкого - в Ревеле (не сохранились) и Дивеевского монастыря на Петергофской дороге.

Завершили комплекс постройки Дома епархиального братства к юго-востоку от церкви (арх. Н.Н. Никонов, 1899-1901 гг.) и торгово-жилого двухэтажного флигеля к югу от храма по Боровой улице (1910 г.).

С 1901 года Братский храм стал приходским. Здесь часто служил председатель Братства, с 1909 года епископ Гдовский, впоследствии митрополит Петроградский Св. Вениамин (Казанский), расстрелянный в 1922 году и канонизированный Русской Православной Церковью в 1988. В 1913 году был освящен новый придел в верхней церкви - во имя Всех Святых. С 1890 по 1914 гг. при храме действовало Вонифатиевское общество трезвости.                   

Церковь закрыли в конце 1930-х годов.

В начале 1936 года Президиум Московского райсовета предложил разобрать храм на стройматериалы «для строительства школ», но постановлением Президиума Ленсовета 1937 года здание было передано управлению по делам искусств под художественные мастерские.

Вскоре здание было существенно перестроено. Полностью разобрана колокольня, которую венчал необычный, сильно вытянутый вверх шатер. Снесены завершения храма. К алтарю пристроен объем силикатного кирпича с лестницей. Уничтожено более 40 кв. метров полихромной живописи на стенах, сводах, лестнице. Полы из полихромной керамической плитки закрыты современным паркетом.

В послевоенный период в помещениях церкви располагались промышленные цеха, что усугубило процесс разрушения здания.

С 1976 года в здании размешался багетный цех Художественного фонда Союза художников, в 1986-1989 гг. - механический цех НПО «Ленбуммаш».

 В 1989 году здание передано общине Евангельских христиан баптистов, и с 1992 года здесь был открыт Дом Евангелия, совершались молитвенные и иные собрания общины. В 2012 году общине церкви «Дом Евангелия» предоставили другое помещение – бывший ДК 10-летия Октября.

19 июня 2012 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы получила статус подворья Антониево-Дымского мужского монастыря.