Завершена реставрация парадных интерьеров Юсуповского дворца по программе КГИОП

4 декабря 2020

В 2020 году проводилась комплексная реставрация личных комнат на половине княгини, расположенных на втором этаже дворца, над Мавританской гостиной. Уникальный по своей сохранности ансамбль интерьеров периода историзма составляют Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная и Персидская (Восточный будуар).

«В Юсуповском дворце КГИОП работает с 2012 года. Общая сумма всех работ, проведенных за это время, приближается к миллиарду рублей. Это — средства, выделенные из бюджета Санкт‑Петербурга, - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. - В этом году мы работали в уникальных интерьерах Юсуповского дворца, созданных по проекту Ипполита Монигетти и перестроенных Александром Степановым на вкус Зинаиды Николаевны, последней владелицы этих комнат. Здесь, к счастью, осталось много подлинных деталей. Кабинет княгини – один из самых известных интерьеров дворца. Именно в этом кабинете на знаменитом портрете, хранящемся сейчас в Русском музее, Валентин Серов запечатлел княгиню Зинаиду Николаевну Юсупову».

«Жилые покои Татьяна Александровны, а затем ее дочери  Зинаиды Николаевны можно называть душой дома на Мойке, - отмечает директор Юсуповского дворца Нина Кукурузова. - Вот как много лет спустя вспоминал Феликс Юсупов: «Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже….Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества.  ….В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной».

Будуары - единственный в своем роде комплекс жилых покоев середины - конца XIX века. Поэтому перед Юсуповский дворцом, КГИОП и реставраторами стояла сложная творческая и техническая задача. Эти месяцы работы, реставрационных открытий позволили ответить на многие вопросы, нам стал яснее понятен замысел владельцев дворца и их создателей.

Мы демонстрируем вам сегодня не только результат совместных усилий, но и рассказ о женском мире, творчестве и сложной человеческой судьбе. Мы подготовили цикл бесед «Мир женщины», которые пройдут в этих покоях в ближайшие месяцы.

Одним словом, я вновь приглашаю вас в Юсуповский дворец на Мойке прикоснуться к прекрасному».

Северо-западная часть второго этажа дворца на протяжении всего XIX века отводилась под личные комнаты его хозяйки – сначала Зинаиды Ивановны, затем Татьяны Александровны, а позже – Зинаиды Николаевны Юсуповых.

Создателем этих интерьеров традиционно считается выдающийся русский зодчий Ипполит Антонович Монигетти – признанный мастер архитектуры «умного выбора», умело владевший стилистическими приемами архитектуры всех эпох и народов.

Их возникновение относится к периоду бытования дворца, связанному с приспособлением его для нового поколения владельцев – Николая Борисовича и Татьяны Александровны Юсуповых, обвенчавшихся в 1856 году.

Семейная чета находилась за границей с 1856 года. Князь Николай Борисович Юсупов-младший сначала был причислен к русской миссии в Мюнхене, а с июля 1856 по февраль 1858 года – к русскому посольству в Париже «сверх штата».

Пребывание в Европе Юсуповы использовали как для приобретения предметов обстановки интерьеров, так и для заказа парижской архитектурной мастерской Руо (Rauhault) проекта перестройки покоев князя в первом этаже дворца. В Петербурге строительным работами руководил И.А. Монигетти по присланным из Парижа чертежам.

Проектирование интерьеров половины княгини Монигетти, очевидно, выполнил сам, хотя проектные чертежи до настоящего времени не обнаружены. Однако значительная часть элементов отделки, в том числе деревянные стеновые панели с резьбой и лепкой, заказывались в Париже. Этот факт, ранее известный только из архивных документов, нашел подтверждение в ходе реставрации. Например, на обратной стороне деревянных панелей, оформляющих Ванную, обнаружены надписи на французском языке с маркировкой и указанием места отправки: «a Petersbourg».

Работы по отделке жилых покоев княгини были закончены только к концу 1861 года. Их облик запечатлен на серии акварелей художника А.А.Редковского, хранящихся в Русском музее.

В 1890-х годах, для новой хозяйки дворца – дочери Т.А.Юсуповой Зинаиды Николаевны – архитектор А.А.Степанов выполнил капитальный ремонт интерьеров, внеся отдельные изменения в детали их оформления и цветовое решение.

Четыре небольших по габаритам помещения дают возможность знакомства с архитектурой разных стран и эпох.

Кабинет княгини (Малая белая гостиная), разделенный надвое широким проемом, увенчанным картушем с монограммой заказчицы – «Т.А.Ю.» – решен в стилистике рококо. Плафон с вызолоченной трельяжной решеткой на зеркальном фоне призван создать иллюзию паркового павильона-перголы.

В центре перекрытия размещен живописный плафон с играющими в облаках путти, вокруг него – четыре живописных медальона, изображающих женские фигуры на фоне пейзажа, выполненные маслом по деревянной основе. Живопись подписана художником Августом (Огюстом) Руйи.

Стены облицованы деревянными панелями, украшенными мастичным (папье-маше) орнаментальным декором с бликовкой золотом, вставками цветного шелка и лепными барельефами, изображающими игры путти, что перекликается по тематике с живописным плафоном.

Соседняя Туалетная – еще более «игрушечная» затея, стилизованная под фарфоровые интерьеры XVIII века. Правда, тонкая орнаментальная резьба стеновых панелей, падуг и плафона только окрашена под фарфор, а на самом деле выполнена в мастичной технике. Перекрытие также решено как зеркальная трельяжная решетка с «фарфоровыми» вставками.

В верхней части стен размещены панно из декоративного шелка – на светло-зеленом фоне розовые полосы и полихромные гирлянды.

 Дополняет убранство люстра, решенная в виде ажурной цветочной корзины, подвешенной на трех цепях, увитых цветочными гирляндами. Полихромная окраска цветов и листьев также имитирует фарфор.

Смежная с ней Ванная – крошечная комнатка с овальным окном, обращенным во внутренний двор – решена в сходной стилистике, с активным использованием лепки, расколеровка которой призвана создать впечатление керамического декора. Учитывая функциональное назначение помещения, стены его отделаны цветной керамической плиткой – уже натуральной.

Уникально оформление Персидской (Восточного будуара). Лепной плафон, разделённый на кессоны с четырьмя  лепными многолучевыми звездами в каждом, карниз из сталактитов,  стены, декорированные живописным орнаментом в «восточной» стилистике (арабесковый раппорт, исполненный темперными красками по золотому фону) и другие элементы отделки, вплоть до очертаний дверного проёма со скруглёнными углами – представляет собой свободную вариацию на мотивы турецко-персидского искусства.

В одном из документов, сохранившихся в архиве Юсуповых, эта комната названа «Персидской», так как её украшали персидские ковры и различные предметы обстановки и убранства – как подлинные, восточного происхождения, так и выполненные в «восточном вкусе» – диваны, табуреты и т.п. На стенах были развешаны в вызолоченных рамках персидские миниатюры.

В Персидской пришлось выполнять работы по конструктивному усилению кирпичной стены.

Во всех интерьерах выполнены:

- реставрация лепного декора стен и перекрытий с расчисткой от поздних красочных наслоений, восполнением утрат, окраской колерами, обнаруженными в результате натурных исследований. Ленточные расчистки, по правилам реставрации, сохранены во всех помещениях;

- реставрация позолоты с частичным ее восстановлением в местах утрат;

- реставрация живописных вставок плафона Кабинета княгини;

- расчистка от загрязнений декоративного штофа стен Кабинета княгини и Туалетной. Сам штоф представляет собой воссоздание 1970-1980-х годов по историческим образцам. При этом в Туалетной в одной из филенок под современной тканью был обнаружен чудом сохранившийся фрагмент подлинного (конца XIX в.) шелка. Выполнены работы по его консервации. По принятому реставрационной комиссией решению этот исторический фрагмент экспонирован в одной из филенок северной стены помещения;

- реставрация живописного оформления стен Персидской с расчисткой от загрязнений, восполнением утрат первоначальной живописи;

- воссоздание альфрейной росписи восточной стены Ванной в виде цветных филенок в соответствии с обнаруженными при расчистке историческими образцами;

- реставрация оконных и дверных заполнений и их исторической фурнитуры с воссозданием утрат последней;

- реставрация осветительных приборов – люстр и настенных бра;

- реставрация паркетных полов.

Кроме того, в 2020 году велась реставрация дворцового флигеля №1.

***

Реставрация Юсуповского дворца ведется с 2012 года по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга, а также за счет средств пользователя.

Из бюджета Санкт‑Петербурга на реставрацию за этот период выделено 978,5 млн. руб., из них в 2020 году – 200 млн. руб.

В 2012-2013 годах выполнена реставрация металлической ограды на каменном цоколе вдоль улицы Декабристов.

В 2015 году отреставрированы фасады и крыша Прачечного флигеля.

В период 2013-2015 годов выполнялась реставрация интерьеров Мавританской гостиной. Проведена полная замена инженерных сетей, отреставрированы уникальная отделка стен и потолка, мозаичные полы, ставни, фонтан и камин.

За счет средств пользователя  в период 2013-2015 годов выполнялась реставрация и приспособление для современного использования Конюшенного флигеля.

В 2013-2015 годах выполнялись работы в интерьерах Домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в т.ч.  воссоздание деревянного резного иконостаса. Заказчиком этих работ выступал пользователь.

С 2015 года проводилось благоустройство сада дворца. Выполнена вертикальная планировка территории с обеспечением поверхностного водоотвода, проведен комплекс мероприятий по защите и лечению старовозрастных деревьев и  посадке крупномерных деревьев и кустарников, выполнено устройство набивного покрытия дорожек и площадок с применением гранитного отсева красного цвета года.

В 2016 году завершены работы по реставрации Белоколонного зала: отреставрированы роспись стен и потолка, колонны, архитектурно-лепной декор, воссоздан паркет по историческому образцу.

В 2017 году завершена реставрация Дубовой столовой, начатая в 2016 году. Проведены работы по реставрации лицевого фасада, выходящего на Мойку, северо-западного, северо-восточного, юго-западного фасадов, фасадов вентиляционной башни дворца.

В 2017 году проведена реставрация зала Виги, Музыкальной гостиной, Гостиной в стиле Генриха II, Кабинета князя (библиотеки).

В 2018 году выполнены работы по реставрации интерьеров Биллиардной, Парадного Вестибюля, Гардеробной, Кариатической, Секретарской и Передней.

Также в 2018 году проведены работы по реставрации фасадов и крыши флигелей № 5 и № 6, выходящих на улицу Декабристов, а за счет средств пользователя были выполнены работы по реставрации и приспособлению для современного использования внутренних помещений.

В 2019 работы велись на Половине молодых, в Буфетной Домашнего театра, а также отреставрирован садовый павильон. Половина молодых располагается в левой части первого этажа главного здания и включает Гостиную княгини Ирины с высеребренным альковом, бывшую Спальню княгини, Ванную комнату, комнату для драгоценностей и комнату при Бассейне Феликса Юсупова.

1 декабря 2020 года проект реставрации жилых интерьеров «половины молодых» дворца Юсуповых был отмечен Золотым дипломом Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции».