Павильон «Царский вокзал» в Пушкине законсервирован в ожидании инвестора

30 октября 2017

Объект культурного наследия федерального значения «Павильон «Царский вокзал»» (г. Пушкин, Академический пр.,  35б, лит. А) заброшен  и находится в неудовлетворительном состоянии. Между тем в интерьере павильона,  служившего для приема императорских поездов, сохранились подлинные фрагменты полихромной темперной живописи начала XX века. В планах КГИОП – передача здания павильона инвестору в рамках программы передачи объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в аренду на льготных условиях (т.н. программа «в аренду за рубль»), которая в настоящее время разрабатывается Правительством Санкт‑Петербурга.

Председатель КГИОП Сергей Макаров летом этого года обратился к руководству Союза реставраторов Санкт‑Петербурга с просьбой помочь памятнику «дожить» до прихода инвестора и провести первоочередные противоаварийные работы, в том числе обеспечить защиту от проникновения посторонних лиц.

В соответствии с согласованной КГИОП документацией компании Союза реставраторов Санкт‑Петербурга, в том числе ООО «Лапин Энтерпрайз» и ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ», выполнили комплекс работ, включающий укрытие оконных и дверных проемов, частичное укрытие кровли в местах утраты металла, вывоз завалов мусора из интерьеров здания. Специалисты провели работы по изготовлению, огрунтованию и окраске металлических решеток на окна и двери. Отдельные участки оконных проемов заложены кирпичом.  На кровле здания установлены «заплаты» из оцинкованного металла, проведено консервационное окрытие шатра крыльца.

***

В 1895 году для приема императорских поездов, прибывавших в Царское Село через станцию Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги, были построены деревянные Императорский павильон и крытая платформа. Движение по так называемой Собственной Императорской ветке Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, начинающейся у Императорского павильона Витебского (Царскосельского) железнодорожного вокзала было открыто в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.

25 января 1911 года деревянный вокзал сгорел, и на его месте по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского при участии выпускника Академии художеств Михаила Ивановича Курилко, работавшего по приглашению мастерской «Наследники П.П. Пашкова», возведено новое здание. На плановое и конструктивное решения Царскосельского павильона оказал влияние Императорский вокзал в Петербурге (Витебский вокзал).

Парадная часть здания включает три зала. В центре находился квадратный в плане вестибюль с парадным крыльцом. Залы по сторонам вестибюля предназначались для императора и его свиты: с южной стороны находился  Царский зал, с северной – Свитский зал. Металлический дебаркадер над перронами и путями, примыкавший к восточному фасаду вокзала, служил для приема поездов.

Росписи в залах выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке. Полихромная орнаментальная живопись  - это стилизованное заимствование элементов живописного декора оформления интерьеров дворца Алексея Михайловича в Подмосковье. Уникальная живопись, частично сохранившаяся до нашего времени, является неотъемлемой частью авторского решения В.А. Покровского.

В период Первой Мировой войны 1914-1917 годов Царский павильон служил для доставки раненых в развернутый Фёдоровском городке госпиталь.

С 1918 года Царский павильон был переименован в павильон Урицкого и использовался под общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы. Парадные залы разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства.

В 1970-е годы здание было расселено и с тех пор не используется.