Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга обсудил концепции развития Конюшенного ведомства и Апраксина двора

24 октября 2017

24 октября 2017 года состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга под председательством вице-губернатора Санкт‑Петербурга Игоря Николаевича Албина.

На заседании рассмотрены «Концепция реставрации и приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Конюшенное ведомство», выполненная по заказу ООО «Тандем Истейт» (представил директор ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91" Рафаэль Даянов) и «Концепция комплексного развития территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории, включая здания Конюшенного ведомства, Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея», выполненная по заказу ООО «УК «СТАРТ Девелопмент» (представил руководитель архитектурного бюро «STUDIO-MISHIN» Сергей Мишин).

Члены Совета признали целесообразным комплексное развитие территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории, включая здания Конюшенного ведомства, Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея. Одобрили «консервативный» подход к использованию объекта культурного наследия федерального значения «Конюшенное ведомство» и рекомендовали осуществлять дальнейшую работу над концепцией с учетом финансовой модели и существующих серьезнейших ограничений, установленных законодательством об охране культурного наследия.

Совет одобрил эскизный проект реставрации  и приспособления под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (б. Щукиным двором) ˗ комплекс» (представил руководитель ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» Никита Явейн), рекомендовав доработать вопрос этапности строительства.

***

 Концепция реставрации и приспособления Конюшенного ведомства, выполнена ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть–91» (Даянов Р.М.) и  ООО «Архитектурная фабрика «32  декабря» (Лагутин Д.А.) по заказу ООО «Тандем Истейт»:

Предлагается реставрация и приспособление комплекса «Императорских конюшен» на «Пушкинский период» эпохи императора Александра I  с восстановлением дворовых корпусов архитектора В.П. Стасова №11 и №12 и частично сохранившегося корпуса №13,  раскрытием заложенных окон первого этажа на реку Мойку и Екатерининский канал.      

Компания «Тандем-Истейт» нацелена на  создание уникального общественно-культурного пространства в центре Санкт‑Петербурга, которое станет одним из символов города и центром притяжения для главных туристических потоков. Реализация проекта реконструкции Конюшенного ведомства будет осуществляться на основе механизма концессионного соглашения, в рамках которого:

- концессионер: осуществляет проведение изыскательских работ, проектирование, проведение мероприятий по устранению аварийности, приспособление для современного использования и эксплуатацию, 

- концедент, в свою очередь: предоставляет права владения и пользования объектом соглашения.

Планируемый объем инвестиций: 2 млрд. руб.

Срок действия соглашения: 50 лет.

Срок проектирования и работ по приспособлению: 5 лет.

Основные услуги в рамках эксплуатации: культурная деятельность.

Главной целью проектных предложений является сохранение общего вида Конюшенного ведомства как памятника архитектуры двух эпох императоров Петра I и Александра I, создание многофункционального культурного пространства, использование опыта создания музейных кварталов в европейских столицах, а проведенная реставрация и приспособление создадут условия для функционирования объекта как современного музейно-выставочного центра, привлекающего большое количество посетителей. Размещение экспозиционных залов временных выставок (галереи), реставрационно-художественных мастерских, современного информационно-туристического центра, многофункциональной театрально-концертной площадки, временные павильоны конференц-центра.

 Концепция комплексного развития территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории, включая здания Конюшенного ведомства, Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея, выполнена архитектурным бюро «STUDIO-MISHIN» по заказу  ООО «УК «СТАРТ Девелопмент:

Концепцией предусматривается комплексное развитие территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории, включая здания Конюшенного ведомства, Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея.

Учитывая значительную градообразующую, историческую, мемориальную роль комплекса зданий бывших Придворных конюшен, авторы проекта реставрации считают, что в основу проектных решений реставрационного раздела должны быть положены принципы и методы, направленные на сохранение подлинности памятника.

Проект реставрации комплекса зданий бывших Придворных конюшен предусматривает:

● Сохранение, в максимальной степени восстановление исторического облика зданий, объёмно-планировочного решения внутренних Западного и Восточного корпусов на основе натурных и иконографических изысканий.

● Обязательное сохранение силуэта комплекса - высотных отметок коньков кровель и характерных направлений лицевых скатов крыш; материала, исторической конфигурации, уклонов и габаритов крыш павильонов.

● Разборку поздних пристроек и утилитарных диссонирующих построек, искажающих первоначальный облик зданий.

● Понижение отметок земли до уровня исторических с восстановлением в оригинальных материалах в соответствии с результатами натурных исследований или по историческим аналогам отмосток зданий и мощения внутреннего двора комплекса.

● Реставрацию штукатурной отделки, рустованных поверхностей, лепного и штукатурного декора фасадов, элементов ордера на основе натурных исследований, с восстановлением утраченных элементов декора по сохранившимся образцам.

● Реставрацию сохранившихся и выполнение вновь утраченных оконных, воротных и дверных заполнений по авторским аналогам и сохранившимся образцам, восстановление крылец в исторических материалах.

● Сохранение планировки здания в капитальных стенах.

● Реставрацию декора, художественной отделки интерьеров комплекса.

● Реставрацию живописной отделки, художественного убранства интерьера церкви Спаса Нерукотворного образа.

● Реставрацию с восстановлением утраченных элементов художественной отделки помещений б. «Квартиры Маннергейма».

Комплексное развитие территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории.

Эта территория в самом центре С-Петербурга находится в окружении главных культурных объектов города и пересечении туристических маршрутов. Сейчас это пространство, находящееся между двумя крупнейшими городскими аттракторами, комплексом зданий Государственного Эрмитажа и Русского музея, не объединено общим смыслом, взаимной деятельностью и не имеет логического центра.

Цели проекта: создание территории, заполняющей пустоту между двумя главными культурными ареалами в центральном пространстве города; создание институции, заполняющей существующую культурную лакуну в современной художественной деятельности; создание нового типа культурного ландшафта, территорию открытого взаимодействия различных культурных кодов, как традиционных, так и актуальных; создание городского форума - пространства, не только абсорбирующего окружающую культурную городскую жизнь, но и служащего катализатором новых видов активности и городских сервисов.

Цель концепции - создание в Санкт‑Петербурге современного музея мирового уровня. Сейчас становится очевидной актуальность перехода от музея XIX века как хранилища элитарной культуры к идее музея как места досуга, образования и дискуссии. Авторы концепции не разделяют мысли, что оболочка музея важнее его содержимого, когда важным становится не забота о коллекции, позиции или миссии музея, а создание образа «современное», «дизайнерские», «экономически успешное». Музей рассматривается не только как консервативная собирающая институция, не как хранилище меценатского нарциссизма, а скорее, как пространство для культурной и исторической рефлексии и канализации культурных процессов. Миссией музея становится не столько охват рыночных типов аудитории, сколько радикальное образование.

Цель - создание универсального многоцелевого пространства, где содержание и процессы, происходящие в нем, будут определяться кураторской политикой.

Реализацию проекта комплексного развития территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории, включая здания Конюшенного ведомства, Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея предполагается осуществлять на основе государственно-частного партнёрства.

Механизмом в данном случае будет выступать концессионное соглашение между Санкт‑Петербургом и управляющей компании проекта (концессионером) о приспособлении для целей современного использования объектов культурного наследия Придворно-конюшенного ведомства. При этом функции управляющей компании будут состоять, в том числе, в разработке структуры проекта, доработке архитектурной концепции, разработке проектно-сметной и рабочей документации, организации финансирования, привлечении инвесторов, подрядчиков, арендаторов коммерческих площадей, а также в контроле за ходом развития проекта.

Общий ориентировочный объем инвестиций – 8,6 млрд. руб., в том числе: комплексная реставрация и приспособление Конюшенного ведомства – 6,4 млрд. руб., организация подземной парковки – 1,4 млрд. руб., комплексная реставрация объектов Придворно-конюшенного ведомства (Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея) – 0,8 млрд. руб. Затраты на выкуп объектов не учитывались.

 Эскизный проект реставрации и приспособления под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор  с Мариинским рынком (б. Щукиным двором) ˗ комплекс»:

Разработка эскизного проекта приспособления территории комплекса "Апраксин двор" для современного использования предусмотрена подпрограммой «Сохранение и развитие исторического центра Санкт‑Петербурга» государственной программы Санкт‑Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт‑Петербурга на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Санкт‑Петербурга № 551 от 30.06.2014. В соответствии с указанным постановлением Правительства Санкт‑Петербурга заказчиком работ по разработке эскизного проекта приспособления территории комплекса "Апраксин двор" для современного использования является Акционерное общество «Апраксин двор». В результате проведенного АО «Апраксин двор» открытого конкурса, подрядчиком указанных выше работ определено ООО «Архитектурное бюро «Студия 44».

Целью проекта реставрации и приспособления под современные функции объекта культурного наследия (ОКН) "Апраксин двор с Мариинским рынком (б. Щукиным двором)" является ревитализация  исторического ансамбля, его возрождение к новой жизни в качестве многофункционального комплекса, играющего значимую роль в структуре городского центра. Программа возрождения ансамбля включает широкий спектр мероприятий - от реставрации фасадов с расчисткой от поздних диссонирующих элементов до восстановления и развития  объемно-пространственной структуры памятника градостроительного искусства.

Подход к приспособлению корпусов комплекса обусловлен выводами историко-культурной экспертизы, степенью сохранности зданий и предписанными режимами реставрации. Все элементы зданий, включенные экспертизой в перечень предметов охраны, подлежат неукоснительному сохранению и реставрации; утраченные элементы воссоздаются по иконографическим материалам.

Направления ревитализации комплекса: выявление уникальной планировочной структуры Апраксина двора; реставрация всех исторических зданий; сохранение соразмерного человеку масштаба застройки; создание притягательного общественного пространства в центре города, полностью принадлежащего пешеходам; разнообразие функционального использования зданий - органичное сочетание торгово-развлекательной, деловой, культурной функций и апартаментов.

В проекте сохраняется и восстанавливается линеарная планировочная структура Апраксина и Щукина дворов с регулярной решеткой улиц (линий) и площадей.  С этой целью демонтируются диссонирующие поздние постройки, на освободившихся пятнах разбиваются сады и бульвары;       восстанавливается историческая объемно-пространственная структура корпуса №3, с формированием крытого внутреннего двора;       восстанавливаются исторические кровли торговых пассажей, остекленные перекрытия неотапливаемых интервалов между корпусами №№ 5-6, 7-8-8А-10, 11-12-13-14; внутренний двора корпуса №51 перекрывается с целью создания зрительного зала на 450 мест и сцены Экспериментального театра (Второй сцены БДТ); путем перекрытия внутреннего двора корпуса №49 организуется входной вестибюль музейного комплекса; восстанавливается утраченная часть корпуса №45 (четыре из восьми исторических  секций); восстанавливаются застроенные в позднее время исторические арки сквозных проходов в створе проездов и линий Щукина двора (в корпусах №№ 1 и 15-16); воссоздается историческая планировка Часовенного проезда,   с демонтажем поздних строений и восстановлением часовни Марии Магдалины.

Линеарный характер ансамбля подчеркнут проектируемые элементы благоустройства - ряды фонарей, деревьев и скамеек, рисунок мощения натуральным камнем, газонов и цветников, площадей, проездов и линий комплекса Апраксина и Щукина дворов. Линеарная структура территории диктует направления пешеходного движения, трассировку велодорожек, местоположение и ориентацию основных входных групп в помещения. Таким образом, складывается система функциональных и визуальных связей, соответствующая исторической планировке территории. В эту систему включены площади как узловые элементы "решетки", работающие на несколько различных функциональных зон:

Яблочная площадь - геометрический центр комплекса и его главный публичный форум;

Часовенный проезд - площадь, "собирающая" линии Щукина двора, центр притяжения и своеобразный водораздел двух функциональных зон - продуктового рынка и комплекса гостиниц;

Музейная (Ягодная) площадь и Театральная аллея - зоны притяжения музейного и театрального комплексов.

Протяженные бульвары, цветники и сады, устраиваемые вдоль корпусов №№ 2, 24, 26, 33, 35 задают направление движения посетителей комплекса на юго-восток и северо-запад.

На территории комплекса выделяются несколько функциональных зон:

Лицевые ряды Апраксина и Щукина дворов (корпус № 1) с размещением на первом и втором  этажах торговых галерей; на третьем и четвертом этажах - офисов, объединенной администрации комплекса и двух гостиниц "без звезд". 

Пассажи и линии Апраксина двора с  размещением  на первых и частично на вторых этажах торговых секций, ресторанов, кафе, предприятий обслуживания; на вышележащих этажах, в т.ч. мансардных - апартаментов. В корпусе № 21 запроектирован молодежный клуб, в корпусе № 37-38 - торговые галереи.

Западный брандмауэр (корпуса №№ 4, 29, 30А/Б) с размещением гостиниц "без звезд" и семейных детских садов (СДС) на первом этаже корпуса № 30А/Б.

Креативный квартал (корпуса №№ 52, 53, 54, 55, 56, 57)  с  размещением хостела (в корпусе № 57), студий, коворкингов, спорткомплекса и т.д.

Театральный квартал (корпуса №№ 50, 51)  с  размещением в зданиях помещений театрального комплекса с залом ориентировочно на 450 мест.

Музейный квартал (корпуса №№ 45, 46, 47, 49)  с размещением Музея петербургского купечества, культурно-просветительского центра, детского образовательно-развлекательного центра, библиотеки, магазина старой книги.                       

Галерея искусств и ремесел (корпуса №№ 15, 16)  с  размещением ремесленных мастерских, мастерских художников, сувенирных магазинов, апартаментов.

Линии Щукина двора (корпуса №№ 17, 18-19, 20) с размещением на первых и вторых этажах торговых галерей и пассажа продуктового рынка (в корпусе № 18-19), офисных помещений и гостиниц "без звезд" на вышележащих этажах.

Фруктовые ряды (корпуса №№ 2, 40, 41, 42) с размещением комплекса гостиниц и конференц-отеля категории "три звезды" (корпус № 2).                        

Восточный брандмауэр (корпуса №№ 3, 43, 44) с размещением торговых галерей со встроенными офисными помещениями, супермаркета, фудкорта, бизнес-центра и гостиницы "три звезды".

Внутренняя планировка корпусов со смешанным функциональным назначением задумана таким образом, чтобы входы в публичные заведения (магазины, рестораны, бары, интернет-кафе, салоны красоты, фитнес-центры и т.д.) располагались по одну сторону корпуса, а окна апартаментов - по другую. Корпуса каждой пары линий обращены друг к другу либо окнами апартаментов, либо входами в публичные заведения, что позволяет сформировать два типа внутренних улиц  - "тихие улицы" и "улицы с ночной жизнью".

Фасады исторических зданий реставрируются с очисткой от поздних наслоений и восстановлением утраченных архитектурных деталей. Демонтируются поздние пристройки и надстройки зданий, с восстановлением исторического силуэта, отметок карнизов, коньков крыш, мансардных окон и мостиков-переходов. Восстанавливаются исторические навесы и открытые галереи на чугунных опорах по периметру зданий, лестницы и приямки подвалов. Внутри зданий сохраняются все элементы интерьеров, являющиеся предметами охраны. Конструкции проектируемых "воздушных" переходов - функциональные связи гостиничного комплекса (между корпусами №№ 41 и 42) и комплекса коворкингов  (между корпусом № 52 и корпусами №№ 54 и 55), а также конструкции покрытия внутреннего двора корпуса № 3 запроектированы металлическими, со светопрозрачным заполнением, что является прямой отсылкой к историческим конструкциям остекленных перекрытий торговых пассажей Апраксина двора.

На территории комплекса предусмотрена пешеходная зона, свободная от автомобильного транспорта (при этом сохраняется возможность проезда спецтранспорта – пожарной техники, скорой помощи, милиции и т.д.).

Транспортное обслуживание комплекса осуществляется с помощью системы подземных проездов и автостоянок. Въезды/выезды в подземный уровень организованы:  со стороны площади Ломоносова, по Степановскому проезду (с пандусами со стороны Торгового переулка, на Большой линии и Ягодной площади);  с ул. Ломоносова (в арке корпуса №3);  с Апраксина переулка (с пандусом на Михайловском проезде).

По подземным проездам производится доставка посетителей торговых галерей, ресторанов, кафе, гостиниц, музеев, театра личным автотранспортом и такси; доставка постояльцев апартаментов и гостиниц; загрузка предприятий торговли и общественного питания товарами и продуктами с помощью малогабаритного транспорта; транспортировка мебели, полиграфической продукции, музейных экспонатов, театральных декораций и т.д. для офисов, зоны коворкинга, театрального и музейного комплексов.

Движение по подземным проездам - одностороннее, с организацией островков аварийной остановки. В зоне подземных проездов предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих бесперебойное инженерное обслуживание и противопожарную безопасность. Система эвакуации при пожаре включает специально оборудованные зоны безопасности в подвальных помещениях отдельных корпусов.

Подземные автостоянки расположены под Яблочной площадью, Часовенным проездом, корпусом №№ 3 и под Театральной (Ягодной) площадью, между корпусами №№ 49 и 51. Три автостоянки запроектированы одноэтажными, с двухуровневым расположением автомашин. Подземная автостоянка под Ягодной площадью запроектирована двухэтажной, с двухъярусным расположением автомашин на первом этаже стоянки. Эвакуационные выходы с уровня автостоянок располагаются в корпусах, расположенных рядом с подземными автостоянками, что исключает строительство наземных павильонов.

Подземная автостоянка под Ягодной площадью предназначена для автомобилей работников и посетителей театрального комплекса; подземная автостоянка под корпусом №3 - для автомобилей работников и посетителей супермаркета, бизнес-центра и гостиницы; подземная автостоянка под Яблочной площадью - для личного автотранспорта постояльцев апартаментов; подземная автостоянка под Часовенным проездом - для обслуживания работников и посетителей конференц-отеля, гостиничного комплекса и продуктового рынка.

Подземные проезды непосредственно связаны с помещениями подвальных этажей зданий, где расположены зоны загрузок и вертикальные коммуникации для связи с вышележащими этажами - лестничные клетки, лифты, грузовые подъемники. Лестницы и лифты, связывающие подземные автостоянки с надземным уровнем, запроектированы непосредственно в объемах корпусов, что исключает новое строительство наземных павильонов на территории комплекса. Кроме того, в уровне подземных проездов расположено несколько трансформаторных подстанций. РТП проектируется в подвальной части восстанавливаемых секций корпуса № 45.

Проектом  предусматривается частичное углубление  исторических  подвалов  некоторых корпусов до отметки загрузочных дебаркадеров подземного проезда в зонах загрузок, лифтов и эвакуационных лестниц. При необходимости полноценного использования исторических подвалов углубление может быть предусмотрено и в остальной части здания.

Приспособление объектов культурного наследия под современные нужды выполняется с неукоснительным сохранением и реставрацией предметов охраны, с оборудованием современными инженерными  системами и вертикальными коммуникациями (лифтами, подъемниками, лестницами). При этом проектные решения отвечают требованиям действующих норм и правил, в том числе по пожарной безопасности.