В Петербурге вручили премии в области современного искусства имени Сергея Курёхина

13 декабря 2021

Лауреатов чествовали на берегу Финского залива в заснеженных декорациях пляжа Чудный. На экран, расположенный у самой воды, проецировался чат телеграма, в котором и происходило объявление победителей. Таким образом, вместо привычных речей гости церемонии наблюдали за перепиской между организаторами премии и лауреатами, выражающими свои благодарности прямо в чате.

Обладателем гран-при «Поп-механика» были названы «Горемычные танцы» Александра Артёмова. Созданный на сцене театра «ТРУ» «текстоцентричный балет пограничных состояний» претендовал на звание «Лучшего эксперимента» в номинациях «Золотой маски 2021». Действие разворачивается в противоборстве происходящего на сцене (история пяти горемычных мужчин) и «переводящих» происходящее на простой общедоступный язык комментариев.

Лучшим произведением визуального искусства стал проект «NON TESTATUM» Дениса Прасолова. Это инсталляция, созданная из найденных, на складе устаревшего военно-медицинского оборудования, артефактов. Таким образом, по замыслу создателей, предмет, созданный для утилитарных целей, трансформируется в объект, обретающий символическое значение.

Максим Алёхин получил приз в категории «Лучший медиа-объект» за «Концерт для оркестра общественного транспорта в четырех частях». Краснодарский оркестр общественного транспорта — комплекс алгоритмов, которые загружают в прямом эфире данные о скоростях и координатах общественного транспорта в городе Краснодаре и интерпретируют (сонифицируют) эти данные в звуковое полотно, соотнося скорость движения с высотой звука. 

Книга «Видеоарт. Монтаж зрителя» Александры Першеевой была названа лучшим текстом о современном искусстве. В настоящем исследовании видеоарт рассматривается как форма экранного искусства, последовательно нарушающая правила и традиции, выработанные в кинематографе и на телевидении.

Сайт-специфичный мурал-проект «Тюмень южная/тропические сны» от коллектива тюменских художников «Фрукты Врукты» получил премию в номинации «Искусство в общественном пространстве».

Лучшим кураторским проектом была названа выставка художников Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Обратный отсчет», куратор Елена Селина. Выставка включает в себя сольные проекты каждого и самые значимые совместные художественные высказывания. Проекты, включенные в выставку, выбраны авторами, для которых этот показ — повод оглянуться назад и проанализировать сделанное за последние тридцать лет. 

Проект «Неприкасаемые» Лауры Элидедт Родригез, названный лучшим science art проектом, исследует глубину взаимодействия света с инертными веществами и возможности его использования для передачи ощущений. «Неприкасаемые» визуализирует сложные связи между химическими соединениями и энергетическими частицами (фотонами) с нашими телами и окружающими нас объектами. В выставочном пространстве демонстрируются текущие результаты исследования, проведенного художницей в период пандемии. 

Митрий Гранков победил в почетной музыкальной номинации «Skif» со своим проектом «Barrel Harp». Максимально аналоговый громоздкий и довольно сложный в управлении музыкальный инструмент. Музыка, которая звучит из этой бочки, эфемерна — стенки деформируются, строй плывет, натяжение одной струны меняет звучание всей бочки, — качая одну струну можно создавать вибрации и плавающий звук, настроить бочку сложно, а повторить один строй дважды практически невозможно.

Специальный приз за вклад в историю музыки получил Александр Кан.

А выставка «Середина лета» Анны Андржиевской и Kz gallery, стала обладателем специального приза Французского института.

Специальным призом отмечен проект «Очарование-93» Анастасии Вепревой.

Автор призов этого года – художник Красил Макар.

 

Поделиться