Все противогололедные материалы, используемые службами Комитета по благоустройству, имеют природное происхождение

13 октября 2015

Принимая во внимание большой интерес общественности и экспертного сообщества к обеспечению экологической безопасности во время проведения противогололедных мероприятий, Комитет по благоустройству считает важным разъяснить, как организована уборка от снега в Петербурге, где и какие материалы применяются.

При уборке садово-парковых дорожек и площадок от снега на территориях и объектах зеленых насаждений, подведомственных Комитету по благоустройству Санкт‑Петербурга предприятиями садово-паркового хозяйства химические реагенты, в том числе соль, не применяются.

В соответствии с Технологическим регламентом производства работ по содержанию и ремонту объектов и территорий зеленых насаждений Санкт‑Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета от 23.11.2012 №166-р, при уборке дорожек и площадок в парках, садах, скверах, бульварах и на объектах уличного озеленения в качестве противогололедного материала для посыпания садово-парковых дорожек предприятиями садово-паркового хозяйства применяется строительный или морской песок, который является экологически чистым материалом. При этом стоимость песка существенно ниже по сравнению с химическими противогололедными материалами.

Предприятия садово-паркового хозяйства осуществляют постоянный мониторинг за состоянием зеленых насаждений и выполняют все необходимые работы по уходу за ними  в соответствии с действующими государственными контрактами.

Также пескосоляные смеси уже два года не применяются на пешеходных дорожках.

Применение противогололедных материалов (ПГМ) на улично-дорожной сети необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Все ПГМ, используемые для обработки дорог, имеют природное происхождение и разрешены к использованию, их количество минимально и не может нанести вред здоровью граждан, домашних животных и экологии. Так, при обработке дороги 10% пескосоляной смесью, согласно нормативу, максимально расходуется 15 грамм соли на квадратный метр дорожного покрытия.

В Санкт‑Петербурге используется традиционные для северного полушария технологии зимнего содержания дорог. Все страны без исключения используют для ликвидации зимней скользкости дорожные соли на основе хлорида натрия.

Для борьбы со скользкостью и гололедом применяются техническая соль, песок и солевые растворы которые входят в перечень ПГМ, определенный «Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 №ОС-548-р. Все применяемые в городе ПГМ имеют сертификаты соответствия Госстандарта России, паспорта безопасности вещества (материала), соответствуют требованиям отраслевых дорожных норм «Требования к противогололедным материалам» (ОДН 218.2.027-2003) и разрешены к применению на территории Российской Федерации. Спецтранспорт производит упреждающую обработку дорог жидкими реагентами.

Обработка ПГМ зачастую производится выборочно, именно на тех участках дорог, где это действительно необходимо, что значительно снижает среднее значение расхода. Дорожными предприятиями использует современное оборудование, электронные дозаторы, которые позволяют очень точно дозировать расход ПГМ.  Объем заготавливаемых противогололедных материалов имеет тенденцию к снижению на протяжении последних 7 лет, в то время как площадь улично-дорожной сети неуклонно растет. Так, в 2015 году площадь УДС, находящейся на содержании комитета по благоустройству увеличилась на 1,6 млн. кв. м и составила 56,4 млн. кв. м.

Основная масса ПГМ впоследствии удаляется с дорожного покрытия через ливневую канализацию (при наличии), а также вместе со сметом и снегом вывозится в места их утилизации.

Необходимо отметить, что согласно требованиям  ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ликвидировать скользкость необходимо в течение 4-6 часов с момента обнаружения, дорожная сеть должна быть очищена до твердого покрытия в целях соблюдения коэффициента сцепления дорожного покрытия. Благодаря наличию технической соли и влаге на дороге может образовываться незамерзающий соляной раствор, который при отрицательной температуре обеспечивает требуемые сцепные качества дорожного покрытия, препятствует образованию гололедной пленки и, тем самым, обеспечивает возможность безопасного движения транспортных средств.

Климатическим особенностям зимнего периода Санкт‑Петербурга характерны неустойчивые, часто меняющиеся погодные условия с переходом температуры воздуха от отрицательных значений к положительным и обратно, что приводит к таянию снега, а также образованию гололеда и наледей. Поэтому, во избежание аварийной обстановки на дорогах, крайне необходимо своевременно распределять ПГМ в результате чего образуется незамерзающая поверхность.

Все предложения, поступающие от ИОГВ и экспертного сообщества в обязательном порядке прорабатываются Комитетом по благоустройству. В частности меры, предложенные коллегами из Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности для предотвращения вредного воздействия ПГМ, оцениваются Комитетом по благоустройству как эффективные, тем более что многие из них – например, упреждающая обработка дорог жидкими реагентами, недопущение чрезмерного внесения ПГМ, отказ от использования пескосоляной смеси на тротуарах – успешно применяются подведомственными службами Комитета по благоустройству.