4 октября 2013 года в Санкт-Петербурге состоялось cовещание рабочей группы Полярной комиссии Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга по направлению «Промышленность»

8 октября 2013 г.

Повестка совещания включала в себя несколько вопросов, важнейшим из которых стало обсуждение аспектов создания в Санкт-Петербурге Арктического кластера. Состав участников совещания был довольно широким. В него вошли представители администрации города, судостроительных предприятий, конструкторских бюро, а также компаний нефтегазового сектора.

Руководитель рабочей группы по направлению «Промышленность» президент ЗАО «Транзас» Николай Лебедев отметил, что деятельность рабочей группы, направленная на создание арктического кластера, должна быть максимально бизнес-ориентирована.

В этом же ключе выступали другие участники совещания. В частности, директор департамента развития нефтегазодобычи на шельфе ОАО «НК «Роснефть» Андрей Коныгин в своем выступлении подчеркнул, что компания уже озвучила свои потребности в морской технике для освоения шельфа. Информация передана в Минпромторг России. Также Андрей Коныгин выразил готовность к сотрудничеству с организациями Петербургской промышленной группы и предложил к рассмотрению запрос о потребностях ОАО «НК «Роснефть» в новых технологических решениях.

Одной из наиболее широко обсуждаемых тем стал вопрос локализации. Локализация в сфере судостроения принципиальным образом связана с созданием арктического кластера. Участники совещания обсуждали возможность процедуры переноса производства ведущих мировых компаний в Россию, в частности, в Санкт-Петербург.

В программных стратегических документах: госпрограмме развития судостроения до 2030 года,  стратегии развития ОСК говорится о том, что одной из ключевых задач является существенное увеличение доли российского инжиниринга и постепенное доведение его до 100%.

Евгений Горин, советник генерального директора ООО «Балтийский завод –  Судостроение» пояснил, что дает российский инжиниринг. «Это означает, что проектирование объекта ведется силами российских компаний. Российская компания, имея хорошие связи с другими российскими партнерами, может обеспечить их привлечение к работам по созданию какого-то конкретного объекта».

В первую очередь, речь идет о судовом оборудовании, которое составляет 65-70% от стоимости объекта. Если на создание корпуса уходит около 30% средств, то весь оставшийся их объем идет на поставку оборудования различного вида – энергетического, навигационного, бурового, добычного, на технологические комплексы по переработке нефти и газа. Подключение к этим поставкам российских компаний и есть главная задача, которая позволит в значительной степени поднять российское судостроение, обеспечив ему соответствующий авторитет и прибыльность деятельности.

Заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Евгений Апполонов подчеркнул, что это особенно важно для Санкт-Петербурга, являющегося центром судостроительной промышленности, и сосредоточившего в своей черте не только судостроительные мощности, но и многочисленные заводы по производству судового оборудования.

В выступлениях представителей компаний «Малахит», «Северная верфь», «Балтийский завод –  Судостроение» и других участников совещания также звучала мысль о том, что судостроительная промышленность города весьма заинтересована в развитии арктического кластера, для чего готова сотрудничать с потенциальными заказчиками морской техники.

Инициатива в освоении шельфа переходит к компании «Роснефть», и надо надеяться, что шаги, предпринимаемые компанией, приведут к дальнейшему развитию судостроительной промышленности, к получению сложных технических заказов.