В Петербург вернулась блокадная реликвия

6 сентября 2021

Часть чудом сохранившегося трамвайного поезда военных лет вернулась на берега Невы. Два вагона типа ПС – прицепной стальной – построены в Ленинграде. Они возили защитников осажденного города, два десятилетия служили жителям после войны. В Санкт‑Петербург уникальная реликвия вернулась благодаря производителю современных трамваев – ООО «ПК Транспортные системы». Компания организовала перевозку двух вагонов на четыре тысячи километров, ведь раритеты были обнаружены в Новосибирске. В канун скорбной даты – 80-летия начала Блокады - их представили журналистам на Невском заводе электрического транспорта.

Трамвай в блокадном Ленинграде не работал лишь несколько месяцев зимой 1941-42 годов. Ценой невероятных усилий 15 апреля 1942 года удалось возобновить движение. Трудно переоценить значение этого события для ленинградцев. Трамвай подарил горожанам надежду на возвращение к мирной жизни, доказал, что город не сломлен, Ленинград выстоял и живет. Поезда из двухосных вагонов старались выпускать на линию в первую очередь. Они были легче других, и в случае необходимости, изможденные люди могли вытолкнуть состав из-под оборванной контактной сети после обстрела или бомбежки. Один из таких эпизодов даже попал в блокадную кинохронику. Часто трамваи такого типа сцеплялись в трехвагонные поезда – «тройники». Именно часть такого состава и вернулась в Петербург.

Долгое время считалось, что не сохранилось ни одного вагона типа ПС. Однако некоторое время назад в Новосибирске обнаружили сразу два таких раритета в удивительной степени сохранности. Под множеством слоев масляной краски до сих пор блестит лак на деревянных деталях интерьера и даже читаются бортовые номера - 86 и 267.

По документам 267-й прибыл в Новосибирск в декабре 1964 года, а 86-й – в апреле 1965 года. После тщательного капитального ремонта в те годы ленинградские трамваи передавали во многие города Советского Союза. Отработав на новосибирских маршрутах, первый вагон долгие годы служил бытовкой на территории электровакуумного завода, а второй переехал на базу отдыха СКБ «Сибэлектротерм» в 150 километрах. Неизвестно, какая бы судьба их ждала, если бы фотографии «странных строений» не попали в руки специалистов. Они и распознали ленинградский ПС - Прицепной Стальной.

Трамваи – МС («Моторный Стальной») и ПС («Прицепной Стальной») строились на заводе «Красный путиловец» (сейчас «Кировский завод») в конце 1920-х. Они возили ленинградцев до 1970 года. К столетию В.И.Ленина было принято решение, что старые составы не к лицу городу имени вождя. Часть моторных вагонов – их конструкция была простой, но надежной - переоборудовали в служебные, благодаря этому они сохранились и стали музейными экспонатами. А вот прицепных в городе не осталось.

Возращение вагонов в Петербург стало настоящей «спецоперацией». Это была крайне непростая задача, требующая огромного количества согласований и решения сложных технических и логистических задач. Только благодаря неравнодушным сотрудникам новосибирского «Горэлектротранса», региональных Министерств промышленности и транспорта, а также поддержке Правительства Новосибирской области и Правительства Петербурга это стало возможным.

В ближайшее время уникальная находка будет передана в Музей городского электрического транспорта. После реставрации раритеты займут достойное место в его экспозиции. Пока же специалистам предстоит определить состояние основных конструктивных элементов, привести их в порядок, восстановить утраченную ходовую часть, отреставрировать деревянный интерьер. В восстановлении техники сложно давать прогнозы, однако есть вероятность, что блокадный трамвайный поезд можно будет увидеть уже в апреле 2022 года – в 80-ю годовщину пуска трамвая в осажденном Ленинграде.